Практика , Новосибирск ,  
0 

Перспективы развития эко-ритейла — особенности рынка и главные игроки

Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com
Рынок FMCG в России продолжает расти, активно развиваются магазины у дома. Об особенностях продукции, перспективах развития сегмента и ведения бизнеса в формате франчайзинга — в материале РБК Новосибирск

В России оборот розничной торговли в октябре 2023 года вырос на 12,7%, следует из данных Росстата. По сравнению с динамикой за сентябрь оборот ускорился, ранее увеличение показателя составляло 12,2%. Также на 5,3% в годовом выражении вырос оборот розничной торговли пищевыми продуктами, их доля в структуре по-прежнему остается значительной — более 46%.

По словам руководителя направления по работе с розничными сетями Сибири и Дальнего Востока NielsenIQ Марии Гараниной, в текущем году рынок FMCG действительно перешел к росту. Это происходило за счет реального спроса на фоне низкой инфляции, а также благодаря расширению ассортимента на полках за счет новых запусков и усиления локальных игроков. Одновременно сами покупатели стали более уверенно тратить свои средства на FMCG.

«Согласно индексу потребительского оптимизма, измеряемого NielsenIQ, сейчас 60% покупателей тратят на товары повседневного спроса больше, чем год назад. И такое изменение происходит, в том числе из-за смены покупательских привычек. Среди наиболее популярных причин, которые сами покупатели связывают с увеличением повседневных трат, каждый пятый (22%) назвал рост частоты покупок и покупку новых товаров и марок (19%), а 13% признались, что покупают больший объем товаров, чем ранее», — рассказала РБК Новосибирск Гаранина.

По ее словам, увеличение покупательской активности обусловлено, в том числе изменением среднедушевых доходов. По данным Федеральной службы государственной статистики, в Сибири их рост составил 15,4%. При этом рост спроса ярко заметен именно в региональной рознице — сейчас динамика FMCG-продаж в регионах значительно опережают показатели Центрального и Северо-Западного ФО, говорит эксперт.

Особенности продукции и расширение ассортимента

По словам главы комитета по торговле новосибирского областного отделения «Опоры России», организатора и руководитель проекта «Магазин у дома: наука выживания» Наталии Кошелевой, тренд на уход в «магазин у дома», в малые торговые форматы продолжается уже не первый год.

«Чтобы малые торговые форматы имели возможность выживать и конкурировать на рынке, их должно что-то отличать. Таким отличием становятся товары местных производителей, готовые решения для полноценных обедов, завтраков, эко-товары, натуральная продукция. Конечно, мы заинтересованы в покупке свежих натуральных продуктов с минимумом консервантов. А натуральный состав — это короткий срок годности, излишняя логистика сократит его еще больше. Поэтому, разумеется, упор должен быть на товары от местного производителя», — рассказала РБК Новосибирск Кошелева.

По данным NielsenIQ, динамика продаж магазинов у дома за январь сентябрь 2023 года составила 5% в натуральном и 14% в денежном выражениях. При этом у них есть своя специфика. Магазины у дома делают все больший фокус на готовую продукцию: например, на категории собственной выпечки, кондитерских изделий, готовых блюд, что реализует миссию покупателя «побаловать себя».

«Если углубиться в ассортимент «магазинов у дома», то мы видим, что этот формат демонстрирует ротацию и расширение ассортимента: меняются ключевые производители, увеличивается количество новинок. К примеру, на всем рынке FMCG за январь-август 2023 года появилось более 7,3 тысячи новых брендов», — говорит Гаранина. Она также подтверждает, что сейчас растет спрос на локального производителя, которого в частности, можно определить как более «полезного и экологичного».

Фото: Александр Поготов / РИА Новости
Фото: Александр Поготов / РИА Новости

Франшиза в тренде

Эксперты подтверждают, что в ближайшее время магазины у дома будут оставаться востребованным каналом и продемонстрируют рост. Сейчас большая доля продуктовых сетей в формате эко-ритейл у дома развивается по франчайзингу, — такая схема позволяет предпринимателям сокращать издержки и риски при запуске новых проектов, использовать налаженные логистические схемы и предлагать покупателям выверенный и актуальный ассортимент продуктов.

Сейчас в Сибири работают более 100 магазинов у дома, развивающихся по модели франшизы. Сети активно развивают такой формат, наращивая число партнеров, и рост числа магазинов такого формата лишний раз подтверждает востребованность такой модели ритейла.
В Сибири в основном представлены франшизы пяти сетей. При этом каждая предполагает вложения. На этом фоне выделяется франшиза «Калины-Малины», не требующая вложений.

«Калина-Малина»

Первый магазин фермерских продуктов «Калина-Малина» появился в 2014 году. В Сибири по франшизе работает 61 магазин (48% от всех торговых точек). Оборот компании за 2023 год составил 8,05 млрд руб. (+1,3 млрд руб.). Существует два варианта модели франшизы. Первая — инвестиционная. Инвестиции составляют от 6 млн руб., паушальный взнос на первый магазин — 500 тыс. руб., на последующие — 100 тыс. руб. Фиксированный роялти — 4,1%.

В паушальный взнос входит: обучение партнера и персонала как в теории так и в магазине на практике, консультирование по подбору и оценке помещения, разработка дизайн-проекта, строительные работы, маркетинговая и pr-поддержка, выезд группы запуска для открытия магазина, готовая продуктовая матрица.

Второй формат — франшиза в аренду без вложений и паушального взноса. Включает в себя два роялти. Роялти 1 — 8,1% от общего товарооборота. Роялти 2 — если итоговая прибыль партнера 80 тыс. руб. и выше, то сумма превышающая 80 тыс. руб. подлежит делению в пропорции 80/20, где 20% — это доля партнера. Как отмечают в «Калина-Малина», при росте товарооборота год к году, доля прибыли партнера увеличивается.

«Белмарт»

Группа компаний «Белорусские продукты» работает с 2012 года. Включает в себя четыре филиала по Сибири и более 50 розничных магазинов, из которых шесть — работают по франчайзингу. У группы компаний также несколько форматов. Один из них «Стартовый» — 40-70 кв.м. (БелМаркет МИНИ). Окупаемость — до 12 месяцев (БелМаркет МИНИ). Чистая прибыль — до 500 тыс. руб. в месяц (БелМаркет МИНИ).

По данным сайта, в целом инвестиции для запуска составляют от 2,5-3,8 млн. руб. Роялти — от 2% в зависимости от выручки магазина. Паушальный взнос — от 250 тыс. руб. в зависимости от выбранной бизнес-модели. Чистая прибыль — до 700 тыс. руб. в месяц уже после выплаты роялти.

Партнера группы компаний до открытия магазина будет сопровождать менеджер, который поможет в выборе помещения и его расположении. Также входит: отделка и оформление помещения, обучение, маркетинговая поддержка и прочее.

«Фермер-центр»

По данным сайта «Фермер-центр», в сеть входит более 80 магазинов. Выручка за 12 месяцев составила 1,7 млрд руб. Сумма вложений для открытия магазина колеблется от 1 млн руб. до 3,4 млн. руб. Конечные инвестиции чаще всего зависят от квадратуры и состояния помещения.

Процесс открытия магазина занимает от 28 дней, в среднем — 45 дней. Проводится обучение франчайзи, в частности стажировка на одном из действующих магазинов. За каждым партнером закрепляется куратор, имеющий опыт открытия магазинов. 

Преимущества для франчайзи «Фермер-центра»: личный наставник, который поможет с открытием собственного магазина, подбор места для магазина, помощь в оптимизировании расходов на ремонт помещения и оборудования, подготовка техзадания, формирование ассортимента товара в соответствии с особенностями магазина, предоставление контактов надежных поставщиков, обучение продавцов и обучение от экспертов в сфере IT, закупок, управления ассортиментом, финансов и маркетинга.

Помимо этого, специалисты разработают дизайн и планировку магазина, а также настроят IT-системы и другоие необходимые сервисы для удобного управления магазином, помогут провести открытие магазина.

«Жизньмарт»

По данным сайта компании, за последние четыре года было открыто 212 магазинов «Жизньмарт» в России. По данным сервиса 2ГИС, в Новосибирске на конец прошлого года насчитывалось восемь магазинов под этим брендом.

Выручка сети за 2022 год, по данным сайта компании, составила около 2,9 млрд руб., было подписано 120 договоров с новыми партнерами. Инвестиции на открытие оцениваются от 3 млн руб., примерный срок открытия нового магазина — от трех месяцев, есть два формата магазинов — большой и мини.

Паушальный взнос включает в себя оплату работы стартап-команды, которая поможет обучить сотрудников и отладить все процессы после запуска магазина. В рамках мини-формата (один из видов формата) уплачиваемое роялти будет составлять от 4%.

«Фасоль»

«Фасоль» является франчайзинговой программой компании METRO, которая объединяет под единым брендом более 1,7 тыс. магазинов независимых предпринимателей в России.

Инвестиции в открытие торговой точки составляют от 500 тыс. руб., открытие под ключ возможно за восемь недель. Во франшизу входят: специальные условия от банков и поставщиков, поддержка от METRO до и после открытия, специальные цены для партнеров сети, обучение и поддержка, магазиностроение, на всех этапах магазина партнера будет сопровождать менеджер, поддержку также будет оказывать клиентский менеджер и бизнес-консультант.

По данным forbes.ru, в 2023-м в России было 1644 франшизные и две собственные точки «Фасоль». За прошедший год 211 магазинов закрылось, в основном из-за несоответствия требованиям в технической части, оформлении и ассортиментной матрице, а открылось 93 магазина. 

РБК Новосибирск направил запросы в компании, в случае предоставления ответа комментарии будут опубликованы. 

Перспективы и точки роста

По словам Марии Гараниной из NielsenIQ, в ближайшее время магазины у дома по модели франчайзинга будут продолжать развиваться. По мнению эксперта, покупка франшизы — это покупка чужого опыта, которая, возможно, позволяет совершать меньше ошибок.

Наталья Кошелева из «Опоры России» отмечает, что популярность будет набирать тренд на доступность магазинов такого формата для людей с ограниченными возможностями здоровья. «Доступная среда может помочь владельцу магазина увеличить доход и средний чек. По нашим наблюдениям, необходимо расширить категории граждан и обратить внимание на покупателей с маленькими детьми, пенсионеров, людей в ОВЗ. Средний чек у них не меньше, чем у других покупателей — около 1,5 тыс. рублей. Сейчас это реальная точка роста, которая поможет развивать бизнес», — считает Кошелева.
 

Содержание
Закрыть