Рыночный расклад , Новосибирск ,  
0 

«Сибирский цемент» за год увеличит объемы производства на 7,8%

Все фото: «Сибцем»
Все фото: «Сибцем»
Подводя итоги 2023 года, вице-президент по инвестиционному развитию холдинга «Сибирский цемент» Александр Черепанов рассказал о росте спроса, проблемах отрасли и перспективах строительства цементобетонных дорог

Согласно прогнозу, в 2023 году «Сибцем» (холдинг объединяет пять цементных заводов) увеличит объемы производства до 5,5 млн тонн цемента, что на 7,8% превышает фактический показатель 2022 года (5,1 млн тонн). Об этом в ходе пресс-конференции журналистам сообщил вице-президент по инвестиционному развитию АО «ХК «Сибцем» Александр Черепанов. По его словам, изначально план компании, составленный с учетом негативных макроэкономических факторов января-марта 2023 года, предполагал производство и реализацию 4,6-4,7 млн тонн продукции.

«Однако уже во втором квартале активность строителей выросла, потребление цемента резко увеличилось. Сыграл свою роль климатический фактор: теплая погода, стоявшая до конца ноября, позволила сгладить сезонность, обеспечить более равномерную загрузку предприятий. В итоге объем производства и продаж на 17% превысит плановые показатели начала года», — сказал Александр Черепанов.

В «Сибцеме» констатируют устойчивый рост производства цемента в РФ в XXI столетии. Так, с 2000 по 2009 годы в стране было выпущено 454 млн тонн строительного материала, с 2010 по 2019 годы — 587 млн. По предварительным расчетам, общий объем производства в текущей десятилетке, с 2020 по 2029 годы, достигнет 638 млн тонн.

Прогноз под вопросом

По оценкам аналитиков «Сибцема», к 2034 году уровень потребления цемента в Сибири в ее прежних границах (с учетом Бурятии и Забайкалья) вырастет с сегодняшних 6 млн тонн в год до 8,5 млн тонн. В компании подчеркивают: это — видение специалистов холдинга. От федеральных и региональных властей российские производители информации о «цементоемкости» будущих проектов не получают.

«Сибирский цемент» за год увеличит объемы производства на 7,8%

«Сведения о возможном потреблении цемента в том или ином регионе на срок от одного года до трех-семи лет жизненно необходимы предприятиям ресурсоемкой крупнотоннажной цементной промышленности. Не располагая такими данными, мы не можем корректно планировать свою работу, в том числе в нужном объеме проводить длительные дорогостоящие ремонты оборудования. По сути отрасль находится в ситуации неопределенности. Если завтра начнется масштабная стройка, есть риск, что заводы окажутся к ней не готовы. Или наоборот, вложив избыточные средства в расконсервацию ранее неиспользуемых мощностей, предприятия не компенсируют эти затраты и столкнутся со значительными убытками», — подчеркнул Александр Черепанов.

По его мнению, вопрос стоит остро. Должны быть разработаны методики, которые позволят эффективно пересчитывать «квадраты и километры» в цемент. «От одного из министерств нам пришел ответ, что запрашиваемая информация носит закрытый характер. Якобы, обладая сведениями о предстоящих стройках, компания получит преимущества перед конкурентами. На самом деле, если самые общие данные о будущих проектах станут доступны всем игрокам рынка, планировать работу более точно и эффективно сможет каждый производитель цемента», — убежден Александр Черепанов.

Сложности логистики

Изготовить необходимое рынку количество стройматериала – полдела. Настоящая проблема - доставка продукции потребителям. В условиях острого дефицита провозных способностей железных дорог некоторые привычные маршруты стали недоступными.

По информации Александра Черепанова, с 1980-х годов протяженность железных дорог общего пользования в нашей стране почти не увеличилась, при этом объем грузовой базы существенно вырос. Ситуация стала еще более напряженной из-за переориентации производителей различных товаров на восток. Сталкиваясь с провозными ограничениями, операторы железнодорожного транспорта разрабатывают «многоходовые» логистические схемы, а это приводит к увеличению оборота вагонов.

«Сибирский цемент» за год увеличит объемы производства на 7,8%

«Сегодня «Сибирский цемент» — вопреки экономическим расчетам — содержит двойной парк подвижного состава. В прямом управлении нашего транспортно-логистического подразделения — компании «КузбассТрансЦемент» — более 5 тыс. вагонов, почти на 100% «закрывающих» потребности холдинга в отгрузке готовой продукции, доставке необходимых для производства цемента сырья и материалов — угля, шлака, гипса и других, — прокомментировал Александр Черепанов. — Наши специалисты понимают, что происходит на рынке, как с этим работать, за счет чего повышать эффективность перевозок. Это позволяет обеспечивать независимость сбытовой деятельности холдинга, снижать порожний пробег вагонов, сокращать долю транспортных расходов в себестоимости продукции».

Кроме того, компания имеет возможность продолжать сотрудничество с потребителями из разных регионов страны. Сегодня «Сибцем» направляет стройматериалы в Сибирь и на Урал, ведет отгрузки на объекты Северного морского пути, а также в Казахстан.

«Сибирский цемент» выпускает 24 вида цемента, из них 16 относятся к общестроительным, восемь – к специальным. Продукция «Сибцема» применяется для возведения таких значимых объектов, как метро Красноярска, северо-западный обход Кемерова и восточный обход Новосибирска, синхротрон «СКИФ» в наукограде Кольцово, межвузовский студенческий кампус в Томске, аэропорт вблизи кузбасского Шерегеша, горно-обогатительный комбинат на базе медно-порфирового месторождения Ак-Суг в Республике Тыва и многих других.

Снять ограничения

В условиях недостатка провозных способностей железных дорог и отсутствия малой авиации регионы Сибири все острее нуждаются в скоростных автобанах, не требующих ограничений по массе и нагрузкам на оси транспортных средств.

«Мощный импульс развитию цементной отрасли, как и всей экономики федерального округа, может дать расширение сети безопасных и качественных автомагистралей, выполненных в цементобетоне, — считает Александр Черепанов. — Их возведение позволит снять сковывающие макрорегион транспортные ограничения, создать более комфортные условия для людей, которые хотят жить и работать в Сибири».

В подтверждение своих слов спикер привел результаты исследования «Оценка экономической эффективности применения жестких и нежестких дорожных одежд для различных категорий автомобильных дорог», выполненного учеными Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета. При подготовке работы эксперты сравнили стоимость конструкций дорожных одежд для дорог I, II и III категории, расположенных во всех дорожно-климатических зонах нашей страны. Выяснилось, что почти во всех случаях экономически более выгодны конструкции дорожных одежд с монолитными цементобетонными покрытиями. Среди других важных преимуществ жестких одежд — длительный срок службы, превышающий 25 лет. Текущего ремонта такие дороги могут потребовать лишь спустя 12 лет интенсивной эксплуатации, смены покрытия — только через 30 лет.

Среди достоинств цементобетонных дорог эксперты называют экологичность и безопасность. Кроме того, строить их выгодно: по укрупненным нормативам цен, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 3 марта 2023 года, стоимость 1 км цементобетонных дорог на 10-15% ниже стоимости аналогичного по техническим характеристикам участка асфальтобетонной дороги.

Чего ждать в следующем году

В 2024-м, несмотря на прогнозы Центробанка РФ и Минэкономразвития по росту ВВП, эксперты «Сибцема» не исключают стагнации в отрасли жилищного строительства. Свою роль сыграют такие факторы, как растущие цены на первичном и вторичном рынках, ужесточение условий выдачи ипотеки и ее удорожание, а также предполагаемая отмена льготного кредитования с 1 июля 2024 года.

«Сибирский цемент» за год увеличит объемы производства на 7,8%

При этом, отмечают аналитики, огромный перечень неопределенностей не позволяет оценивать перспективы взвешенно. Компания рассматривает несколько вариантов развития событий, рабочий сценарий предполагает снижение емкости цементного рынка Сибири на 4% к уровню 2023-го.
Но остается открытым вопрос, какую долю в объеме потребления займет продукция добросовестных производителей, а сколько «заберет» фальсификат. С момента отмены в 2021 году государственного контроля за оборотом отдельных видов стройматериалов, в том числе цемента, некачественный «хлеб строительства» без преувеличения заполонил рынок.

«В следующем году, в соответствии с подготовленным проектом постановления Правительства РФ, должен быть проведен эксперимент по осуществлению государственного контроля за соблюдением обязательных требований в отношении отдельных видов продукции, в том числе цемента и бетона. Рассчитываем, что эта мера станет первым шагом на пути к восстановлению полноценного госконтроля. Пока он не возвращен, призываем потребителей быть внимательными при покупке цемента и помнить: от свойств этого стройматериала напрямую зависит надежность и безопасность возводимых объектов», — резюмировал Александр Черепанов.

Согласно «Отчету о результатах оценки эффективности обязательного подтверждения соответствия цементов и смесей бетонных», подготовленному в 2023 году Ассоциацией по техническому регулированию «АССТР», объем фальсифицированного цемента на рынке РФ увеличился с 5,6% (3,16 млн тонн) в 2020 году до 21,3% (13,14 млн тонн) в 2022 году.

Практика Новосибирская ГЭС провела масштабную модернизацию
Содержание
Закрыть