Инструменты , Новосибирск ,  
0 

Рост продаж для компаний МСБ и тренд на открытость: кейс от Авито

Доля регионов Сибири в общем обороте российской онлайн-торговли — 9,5%, при этом рост по числу заказов — более 40% Доля Дальнего Востока чуть меньше — 4%, при этом там также отмечен активный рост по числу заказов. Фото: freepik.com
Доля регионов Сибири в общем обороте российской онлайн-торговли — 9,5%, при этом рост по числу заказов — более 40% Доля Дальнего Востока чуть меньше — 4%, при этом там также отмечен активный рост по числу заказов. Фото: freepik.com
Доля онлайн-продаж у компаний малого и среднего бизнеса растет. В числе примет времени — тренд бизнеса на открытость: верификация данных, публикация отзывов и работа с рекламациями. РБК Новосибирск оценил перспективы

Онлайн-площадки и маркетплейсы становятся главными каналами сбыта для компаний малого и среднего бизнеса (МСБ). Как рассказал РБК Новосибирск президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов, за первые восемь месяцев текущего года общий объем продаж в России составил 3,8 трлн руб., из которых 3,7 трлн руб. пришлись на локальный рынок, а 102 млрд руб. — на трансграничный. Рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 21,7%.

«Взрывные показатели 2020-2022 гг., — когда рост доходил до 200% за год — были вызваны внешними обстоятельствами. Сейчас ситуация стабилизировалась, и мы фиксируем стабильное увеличение объемов интернет-торговли», — констатировал Соколов.

Сибирь и Дальний Восток

Доля регионов Сибири (СФО) на локальном рынке занимает 9,5%, при этом общий рост по количеству заказов составляет 40% и более. Доля Дальнего Востока (ДФО) чуть меньше — 4%, при этом там складывается похожая тенденция. Сумма заказов по всем субъектам ДФО выросла более чем вдвое, превысив 76 млн руб., по СФО — на 88% до 189 млн руб.

Среди категорий рост показали «Зоомагазины», «Продукты питания», «Цифровая и бытовая техника». По данным АКИТ, в ряде категорий, при сохранении или даже снижении среднего чека, значительно увеличилось число заказов, что привело к росту объемов продаж. «На наш взгляд, такая динамика говорит о значительном улучшении качества сервиса, который компании интернет-торговли предлагают своим клиентам», — отмечает Соколов.

Площадки для МСБ

Как пояснил РБК Новосибирск преподаватель программ MBA НГУЭиУ, руководитель pr-отдела в Greenway Global Андрей Шавнев, все больше предпринимателей начинают использовать для развития своего дела площадку Авито.

«Точка входа здесь проще. Правила торговли на маркетплейсах, комиссии и штрафы для ряда проектов МСБ не всегда укладываются в экономику на старте и бизнес переходит на Авито, где часто, чтобы начать первые продажи и «нащупать» спрос, можно зарегистрироваться без долгих и сложных проверок», — отмечает Шавнев.

Авито — площадка с большим объемом регионального трафика. Селлер же сам решает, продавать только в рамках своего региона либо расширять географию бизнеса. Чтобы развивать продажи на другие регионы селлерам было максимально комфортно, Авито увеличил количество постаматов и пунктов выдачи заказов. Покупатели также отдают площадке свое предпочтение, в том числе ориентируясь и на удобство доставки.

Чаще всего на Авито заказывают услуги по маркетингу, грузоперевозкам и маникюру. Фото: freepik.com
Чаще всего на Авито заказывают услуги по маркетингу, грузоперевозкам и маникюру. Фото: freepik.com

По данным исследования РАЭК за 2023 год, 77% представителей малого и среднего предпринимательства используют Авито для привлечения и обслуживания клиентов. За первые два месяца этого года число компаний на площадке выросло на 31% (по сравнению с декабрем прошлого года). «Сибирские селлеры составляют примерно 10% от общего числа продавцов. Самая многочисленная категория — «Товары», быстрее всего растут «Услуги», — рассказали в компании.

По данным Similar Web, Авито является самой посещаемой онлайн-платформой для коммерции в мире. Работает 16 лет в России. Включает в себя пять направлений бизнеса: «Товары», «Авто», «Недвижимость», «Работа» и «Услуги». На платформе в секунду совершается 10 сделок, всего на платформе более 180 млн активных объявлений, ежедневная аудитория 19 млн пользователей.

Площадка повышает шансы на продажи из-за сформированного спроса. Зачастую покупатели приходят на Авито уже определившись, какой продукт планируют приобрести. Поэтому перед селлером стоит одна главная задача — составить привлекательный оффер и завоевать доверие покупателя.

Чаще всего на Авито заказывают услуги по маркетингу, грузоперевозкам и маникюру. По данным Mediascope, в товарах людей больше всего интересуют гаджеты (20%), товары для дома (14%), одежда и обувь (13%) и автомобили (11%).

Тренд на открытость

Эксперты отмечают, одним из важнейших инструментов маркетинга становится открытость, когда покупатель может проверить селлера, прочитать отзывы о нем, удостовериться в реальности предложения. Авито с помощью готовых инструментов помогает селлерам формировать репутацию и наращивать доверие со стороны пользователей — так, например, на площадке активно развивают инструменты верификации (проверки подлинности) профилей.

Верификация — подтверждение данных о пользователе. На Авито доступны верификации по документам, по реквизитам компании, по Сбер ID или СберБизнес ID и по Tinkoff ID или Tinkoff Business ID. После завершения процедуры на анкете селлера появляется бейдж «Документы проверены» или»Реквизиты проверены». Ежедневно проверки подлинности профиля проходят более 14 тыс. человек, из них почти 8 тыс. делают это с помощью банковских ID — сейчас это самый популярный способ верификации. Более 4 тысяч пользователей верифицируются по паспорту или водительским правам. Оставшиеся пользователи проходят проверки по ИНН или ЕСИА.

По словам Шавнева, верификация помогает продавцам увеличивать число заказов от пользователей, а площадке контролировать контент и пресекать схемы недобросовестных продавцов. Например, при создании 100 страниц с товарами, продающихся у поставщика, можно закрыть предложения более 90% выдачи по популярным товарам в нише. «Верификация — способ убрать такие нечестные схемы. Другая сторона — нарушители, которые могут обманывать как покупателей, так и продавцов», — отмечает эксперт. Шавнев полагает, что в будущем интернет-площадки будут еще больше ориентироваться на различные рейтинги, основанные на проверках, отзывах и активности продавцов и покупателей.

В Авито РБК Новосибирск пояснили, что наличие цифрового бейджа повышает прозрачность сделки и уровень доверия к аккаунту: более 90% пользователей Авито предпочитают продавцов со значком «Документы/реквизиты проверены», такие объявления в среднем получают на 20% больше просмотров.

«Если говорить о плюсах площадки Авито — это простота, несложный интерфейс личного кабинета, понятные механизмы размещения. Мне это важно, так как большую часть рекламы веду я сам, как директор компании. Вижу положительную динамику после того, как прошел верификацию — обращений стало больше», — рассказал производитель мягкой мебели из Новосибирска Алексей Морозов.

Одним из важнейших инструментов маркетинга становится открытость, когда покупатель может проверить селлера, прочитать отзывы о нем, удостовериться в реальности предложения. Фото: freepik.com
Одним из важнейших инструментов маркетинга становится открытость, когда покупатель может проверить селлера, прочитать отзывы о нем, удостовериться в реальности предложения. Фото: freepik.com

Перспективы e-commerce

По словам Артема Соколова из АКИТ, российский e-commerce продолжит рост. «Сегодня темпы роста интернет-торговли в России намного превышают общемировые: за счет того, что в России онлайн-канал начал развиваться несколько позже, чем в других странах, но при этом уже на очень высокотехнологичной базе. Кроме того, в отличие от других стран у нас доля интернет-покупок в общем объеме розницы пока остается относительно невысокой — 12,7%, в то время, как, например, в Великобритании это уже почти 30%, то есть у российского e-commerce еще очень высокий потенциал развития», — пояснил Соколов.

Инструменты Как стать компанией будущего: восемь шагов от «Яндекс 360 для бизнеса»
Содержание
Закрыть