Компетенция , Новосибирск ,  
0 

Кейс: как цифровые технологии напрямую влияют на бизнес-процессы компании

Директора новосибирской сети шинных магазинов и автосервисов «Колесо-154» Павел Христолюбов (Фото: предоставлено пресс-службой компании)
Директора новосибирской сети шинных магазинов и автосервисов «Колесо-154» Павел Христолюбов (Фото: предоставлено пресс-службой компании)
О влиянии цифровых технологий на работу компании, модернизации бизнеса и возможных проблемах в этой сфере — в интервью директора новосибирской сети шинных магазинов и автосервисов «Колесо-154» Павла Христолюбова

Есть ли смысл начинать цифровую модернизацию бизнеса не с основы в виде широкополосного доступа, а с периферийной услуги, например, видеонаблюдения? Есть, если такая услуга способна решить важную проблему. Иллюстрацией этого тезиса может служить новосибирская сеть шинных магазинов и автосервисов «Колесо-154». Директор компании Павел Христолюбов о том, почему путь в «цифру» для компании начался с проблем и как их удалось решить.

— Павел, какую задачу вы в первую очередь планировали решить с помощью информационных технологий?

В первую очередь нам были интересны вопросы безопасности. Мы столкнулись с достаточно распространенной и неприятной практикой недобросовестного поведения со стороны «покупателей». Речь идет о ситуации, когда человек под видом клиента приходил в магазин для покупки колес, показывал кассиру электронное подтверждение якобы имевшего места платежа. В это же время сообщники «покупателя» формировали в магазине искусственную очередь, из-за чего кассир торопился побыстрее решить вопрос, выдавал чек, после чего клиент забирал колеса и уходил на монтаж. Однако платеж естественно нам так и не поступал, а когда мы спохватились, было слишком поздно. Не было ни денег, ни колес.

Мы пошли смотреть камеры видеонаблюдения, но своих тогда у нас не было, поэтому пришлось просить у автопарка, где мы тогда работали. И они разводили руками: только через полицию и никак иначе. В итоге все долго тянулось, деньги мы так и не могли вернуть, записей не было, уголовного дела не было. И мы решили: не надо надеяться на то, что помогут соседи с камерами. Надо ставить свои. И поставили. И в магазине, и на монтаже. Чтобы все было перед глазами. Это не только инструмент для борьбы с воровством, но и возможность контролировать рабочие процессы: кто как монтирует, кто как общается с клиентами, кто, может быть, что-то упускает, что можно улучшить, что нужно убрать.

— Многие компании начинают путь в «цифру» с широкополосного доступа в интернет и уже потом настраивают на него что-то еще. А вы, получается, начали с периферии?

Да. Камеры ставили вместе с «Электронным Городом Бизнес», Магазины и шинные центры «Колеса» располагаются на разных концах города, зачастую, в не очень населенных местах, поэтому нам нужна, во-первых, большая площадь покрытия, во-вторых, стабильность. И если с первым было все хорошо, то со вторым случались перебои. Сменили провайдера – стало лучше, у нового тоже бывают перебои — от этого никто не застрахован — но теперь они случаются реже и решаются быстрее.

— Если филиал находится в не самом удобным для «кабельщиков» месте, действительно ли лучше остановиться на проводной связи?

Да, это действительно так – провод дотягивается не везде. И на Советское шоссе никто, как оказалось, не готов тянуть кабель. Мы говорили об этом с подрядчиком ─ вначале нам сказали, что тоже не готовы, но в итоге мы пришли к консенсусу. Вместо того чтобы подтягивать провод специально для нас, провайдер предложил поставить тарелку. Качество связи, как показывает опыт, ничуть не хуже. Альтернатива в виде мобильной сети тоже, кстати, доступна – не так далеко от нас находится точка доступа.

— Что вы можете порекомендовать вашим коллегам по отрасли: какой «цифровой набор» должен иметь колесный магазин и шиномонтаж?

Прежде всего, конечно же, контроль и наблюдение. Видеонаблюдение и, возможно, видеоаналитика для координации работы, чтобы не только пресекать воровство и прочие нештатные ситуации, но и грамотно распределять поставки товаров со склада на точки. Отслеживать поток клиентов и на основании результатов принимать решение, где стоит открыть новое представительство, а где можно и свернуть то, что не оправдывает себя.

Фото: предоставлено «Колесо-154»
Фото: предоставлено «Колесо-154»

— Как давно вы поставили видеонаблюдение, и какого результата удалось достигнуть? И кто, на ваш взгляд, чаще, скажем так, злоупотребляет – сотрудники или посетители?

С видеонаблюдением работаем уже лет восемь, проводной интернет провели чуть больше пяти лет. Итоги подвести, конечно, можно – как показывает опыт, воруют чаще все-таки посетители. Способов много, от махинации с платежками по СБП до классического обмана с пятитысячной купюрой и сдачей. Что касается сотрудников, то какого-либо массового воровства или махинаций мы не замечали.

— Как повлияли на ваш план цифровизации бизнеса события последних двух лет, в частности, закрытие и «отмена» России рядом крупных вендоров? На какой стадии внедрения ИТ вы на тот момент находились, и пришлось ли что-то заменить, чтобы система продолжала работать?

Если говорить про цифровую модернизацию, что-то менять или перестраивать не пришлось, поскольку участие иностранных продуктов в нашем цифровом портфеле стремится к нулю. Все эти истории про отмены и запреты нас не затронули вообще. Чего, к сожалению, нельзя сказать о проблемах с поставками товара. В том числе от предприятий, которые открыли иностранцы, тот же «Мишлен», на территории России, а потом решили прекратить работу. Кто-то ушел в простой, кто-то начал передачу бизнеса местному менеджменту – все это не могло не остаться без последствий. Нас тоже затронуло, но я не скажу, что значительно. Коронавирус двумя годами ранее помешал нашей работе намного сильнее. В интернете как можно было купить все, что угодно, так можно и сейчас. Особенно тем, у кого большая часть ассортимента производится внутри страны – как у нас. Главное, чтобы связь была хорошая.

— Что для вас есть первейший критерий выбора поставщика услуг в области «цифры»?

Когда мы выбирали провайдера, их было больше, чем сейчас – и мы рассматривали практически все. Вряд ли я могу сейчас назвать какой-то решающий критерий, который перечеркивает все остальные доводы. Мы рассматривали всех и делали выбор на основе, назовем это так, суммы баллов. У «Электронного Города Бизнес» для меня важными были скорость сигнала и четкости работы техподдержки.

Фото: предоставлено «Колесо-154»
Фото: предоставлено «Колесо-154»

— Что может вас убедить сменить провайдера?

То же, что уже однажды убедило – систематически повторяющиеся ошибки без каких-либо выводов. Или, как вариант, прекращение работы его самого или сервисной службы. Больше ничего, наверное. Само по себе наличие ошибок я могу назвать неприятной, но неизбежной вещью – сломаться может что угодно. Вопрос в том, как сам провайдер на это реагирует.
Я бы не стал менять поставщика любой услуги ради какого-то незначительного процента в цене или скорости работы. В итоге все, как правило, оборачивается ухудшением, поскольку переход сам по себе оказывается стрессом для работы. Все прекрасно понимают, что если кто-то предлагает нечто, чего нет ни у кого больше, в этом, скорее всего, кроется подвох. А если все работает штатно, менять поставщика ради небольшого снижения цены смысла нет.

— В соотношении «качество/цена» вы считаете более важным первый коэффициент?

Однозначно да. Причем везде. Сейчас в силу сложившейся обстановки очень многие стараются играть именно от цены. Вопрос в том, на чем они экономят и что урезают ради этой цены. Это верно для шиномонтажа, это же верно для цифровых услуг. Лично я готов любому покупателю объяснить все детали ценообразования – точно так же готов выслушать и понять то, как образуется цена услуг, которые поставляются уже мне. Сейчас какого-то ценового разрыва между компаниями одной отрасли нет, цены примерно одинаковые у всех. И если кто-то предлагает некий бонус за ту же цену, да еще на постоянной основе – значит, он сэкономил на чем-то другом, что может в какой-то момент стать очень важным. Либо это демпинг, что само по себе зло.

Федор Туров 

Содержание
Закрыть