Решение , Новосибирск ,  
0 

Импортозамещение в ИТ: проблемы и новые возможности

Фото: РБК Новосибирск
Фото: РБК Новосибирск

Как движется импортозамещение в ИТ, какие успешные кейсы и проблемы есть в регионах, и что могут предложить отечественные вендоры — эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола в рамках всероссийского форума «ПРОФ-IT» в Новосибирске

В России импортозамещение в сфере информационных технологий (ИТ) началось гораздо раньше 2022 года. Регионы плавно переходили на отечественные решения, но прошлый год заставил всех ускориться. Резко встал вопрос о сохранении безопасности и независимости на фоне ухода и приостановки обслуживания со стороны западных вендеров. В этом контексте обеспечение эффективных и безопасных коммуникаций становится приоритетом в госсекторе.

За последнее время перечень отечественных программных продуктов, способных заменить зарубежные аналоги в сфере ИТ, расширился многократно. Однако при повсеместном внедрении российских решений была выявлена масса нюансов и проблем: сложности с совместимостью програмного обеспечения (ПО), организационные вопросы, нехватка финансирования. Об этом рассказали региональные министры цифрового развития в рамках круглого стола «Импортозамещение и цифровой суверенитет в регионах России: перспективы для развития отечественных решений электронной почты и коммуникаций».

Директор Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ (ЦКИТ) Илья Массух заявил, что зачастую в регионах камнем преткновения является замена программного продукта для обмена сообщениями и совместной работы Microsoft Exchange и Active Directory (AD).

Илья Массух (фото: "МойОфис")
Илья Массух (фото: "МойОфис")

«Если ты должен поменять почту, то по сути надо поменять всю инфраструктуру, поэтому для регионов это достаточно проблематично и капиталоемко несмотря на то, что в реестре российского программного обеспечения есть и бесплатные решения. Но один из главных моментов — обеспечение безопасности. Сейчас практически все утечки, которые случаются так или иначе связаны с почтой. Поэтому бесплатные решения хороши, но иногда они несут за собой риски с точки зрения безопасности», — сказал он.

Дополнительные сложности в процессе перехода на новое ПО создает привычка пользователей к функциональности и интерфейсам зарубежных решений. Государственных служащих приходится буквально переучивать работе на новом ПО, однако по мнению специалистов период «привыкания» занимает не более месяца.

Одним из оптимальных решений для коммуникации на уровне регионов эксперты назвали корпоративную почту нового поколения Mailion от российского разработчика ПО «МойОфис». В числе преимуществ продукта — возможность одновременной работы до 1 млн пользователей, бесшовный переход с иностранных решений и высокая отказоустройчивость.

Опыт регионов

По мнению заместителя Министра цифрового развития и связи Новосибирской области Антона Лошакова, защитить на 100% инфраструктуру пользовательских рабочих мест, которая работает на Microsoft и процессорах Intel, нельзя.

Антон Лошаков (фото: "МойОфис")
Антон Лошаков (фото: "МойОфис")

«Наш регулятор подразумевает наличие незадекларированных возможностей Microsoft, которые могут быть в определенный момент задействованы и тогда никакие центры обработки данных не помогут. Даже если перехватить управление или украсть информацию не получится, то все равно люди, которые работают с такими системами и предоставляют конечный сервис гражданам, останутся без своего рабочего места. Также мы понимаем, что уже два года у нас нет права обновлять инфраструктуру Microsoft. За это время накопилось такое количество дыр, которыми могут воспользоваться хакеры. Сейчас для нас тикают часы обратного отсчета. Переходя на российское ПО, мы закладываем базу нашей стратегической устойчивости на случай серьезных кибератак. А их число за последние два года, по нашим оценкам, увеличилось практически в 30 раз», — подчеркнул выступающий.

В целом в Новосибирской области уровень импортозамещенности в сфере ИТ высок. Так, в телекоме этот показатель составляет практически 100%, это связано в первую очередь с работой завода «Элтекс».

В Кузбассе в прошлом году было принято решение разработать место госслужащего и определить набор программ, который будет стоять в минимальной конфигурации у каждого пользователя. В рамках работы был собран большой пул решений. Далее власти разработали пакет документов, который позволил Минцифре стать единым оператором офисного программного обеспечения. В итоге в каждом сегменте было выбрано всего одно решение, например, по операционной системе, офисному пакету, антивирусной программе и так далее.

Максим Садиков (фото: "МойОфис")
Максим Садиков (фото: "МойОфис")

«За год работы мы передали на уровень бюджетных организаций свыше 16,5 тыс. лицензий на операционные системы, 20 тыс. лицензий на редакторы от «МойОфис» порядка 30 тыс. лицензий на антивирусную программу. Все это работает в централизованной системе управления. «МойОфис» отвечает нашим запросам в части функциональности и информационной безопасности, прост в освоении и использовании. Кроме того, унифицированный подход серьезно облегчает дальнейшую работу с офисным программный обеспечением — с обучением, обновлением, доработкой», — рассказал об опыте региона министр цифрового развития и связи Кузбасса Максим Садиков.

В Хакасии также пошли по пути централизованных закупок, так как муниципалитеты зачастую не готовы самостоятельно проводить импортозамещение из-за нехватки компетенций и финансирования.

Председатель комитета цифрового развития Ленинградской области Андрей Сытник также выступил за централизацию и предложил в каждом субъекте на базе регионального Минцифры создавать центры компетенций поддержки внедрения, так как это сложный процесс, который имеет много горизонтальных и вертикальных взаимосвязей.

Подобная практика уже существует в регионах. Так, например, на базе Кузбасского регионального института повышения квалификации открыт Центр цифровых компетенций, в котором обучают использованию российских решений, в том числе и «МойОфис». Главная задача центра — поддержать работников бюджетной сферы и ИТ-специалистов в вопросе использования отечественных программных продуктов.

«Я себе, например, на рабочее место поставил отечественную операционную систему, но дальше возникает вопрос совместимости. Помимо классической совместимости софта есть банальные вещи, например, совместимость с электронно-цифровой подписью», — отметил спикер.

Высокая конкуренция почтовых сервисов

Как рассказал генеральный директор «МойОфис» Павел Калякин, по оценке компании, сейчас в России насчитывается около 25 млн пользователей корпоративной электронной почтой. Порядка 13 млн приходится на On-Premise (серверные системы), 6,3 млн — на On-Cloud (облачные системы), остальная часть — это бесплатные и иные варианты.

На рынке превалирующую долю по-прежнему занимают иностранные решения (более 80%), однако развиваются сразу несколько российских игроков в сегменте коммуникаций, что создает серьезную конкуренцию между ними — как следствие вендоры стараются выигрывать борьбу на рынке за счет качества своих решений.

«Только предоставляя уникальные функции, которых нет у других игроков, ты можешь наращивать свою долю на рынке. С точки зрения функциональности ПО для коммуникаций отмечу тренд на решения с искусственным интеллектом — все что связано, например, с анализом писем и автоответами. Для небольших организаций мы предлагаем продукт «МойОфис Почта», для крупных — Mailion», — рассказал Павел Калякин.

Павел Калякин (фото: "МойОфис")
Павел Калякин (фото: "МойОфис")

Также компания создала цифровое рабочее пространство для общения и совместной работы Squadus, которое способно заместить продукт Microsoft. Отечественным решением уже пользуются сотрудники Лаборатории Касперского в офисах компании по всему миру.

«В итоге мы стремимся стать очевидным выбором, который закрывает все задачи в работе офисных сотрудников в создании документов, почтовой системы и коммуникаций команд», — заключил Павел Калякин.

Компетенция Кейс: как цифровые технологии напрямую влияют на бизнес-процессы компании
Содержание
Закрыть