Практика , Новосибирск ,  
0 

Каковы перспективы строительства в Сибири цементобетонных дорог?

Фото: Анна Ярощук
Фото: Анна Ярощук

Выдерживают автопоезда массой до 200 тонн, не требуют капитального ремонта более 30 лет, выгодны при строительстве и эксплуатации — в рамках Х Международного Сибирского транспортного форума в Новосибирске обсудили преимущества цементобетонных дорог

В ходе форума состоялся круглый стол, на котором представители органов государственной власти, научной общественности, компаний, осуществляющих проектирование и возведение дорог, выпускающих строительные материалы и технику, обсудили перспективы строительства в Сибири магистралей с применением цементобетона и минеральных вяжущих.

Начальник департамента по инвестиционной политике и территориальному развитию аппарата полномочного представителя президента РФ в Сибирском федеральном округе (СФО) Иван Гончаров отметил, что до сих пор строительство цементобетонных дорог в России в широком масштабе не ведется.

«Статистика показывает: до 70% трасс в соседнем Китае возводится в цементобетоне. Необходимо понять, почему в нашей стране данные технологии не распространены, проанализировать причины существующего дисбаланса, сделать соответствующие выводы, — подчеркнул спикер. — В январе текущего года Правительство РФ утвердило Стратегию социально-экономического развития СФО до 2035 года. Для федерального округа важно, чтобы инфраструктурное развитие шло опережающими темпами, а узкие места «расшивались» как можно быстрее».

Заместитель начальника управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Федерального дорожного агентства Георгий Гончаров добавил, что растущий уровень автомобилизации, как и увеличивающиеся объемы грузовых и пассажирских перевозок, ставит перед дорожными организациями задачи по применению эффективных технологий и решений.

По данным Минтранса России, прирост протяженности новых автомобильных дорог с жесткими дорожными одеждами в нашей стране с 2017-го по 2021 год составил 57 км. В настоящее время Федеральным дорожным агентством ведется строительство участков дорог с жесткими конструкциями дорожных одежд общей протяженностью 83,5 км с планируемым вводом в эксплуатацию до 2024 года.

Особенности цементобетонных дорог

Как отметили участники круглого стола, цементобетонные дороги обладают рядом преимуществ. Среди главных — экономическая эффективность. По укрупненным нормативам цен, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 03.03.2023 № 148, стоимость 1 км дорог с цементобетонными покрытиями на 10-15% ниже стоимости аналогичного участка дороги из асфальтобетона. При этом текущего ремонта цементобетон требует лишь через 12 лет интенсивной эксплуатации, а смены покрытия — через 30 лет. Такие магистрали отличаются высокой прочностью и несущей способностью, практически не деформируются под давлением большегрузов. Ездить по цементобетонным трассам безопаснее, чем по асфальту: они отражают больше света, обеспечивают высокий коэффициент сцепления покрытия с колесом. Кроме того, цементобетонные дороги способствуют снижению расхода топлива на 5-7%, оставляют незначительный углеродный след при изготовлении смеси, не выделяют токсичных газов при нагревании и на 100% подлежат вторичной переработке.

Привычные асфальтированные дороги уступают цементобетонным по ряду критериев. Их низкая несущая способность и короткий срок службы — одна из наиболее серьезных проблем дорожной отрасли.

Фото: Анна Ярощук
Фото: Анна Ярощук

«За последние 30 лет нагрузки на дороги возросли в четыре раза, требования к межремонтным срокам — в два, — объяснил президент Ассоциации по развитию дорожного цементобетона и цементобетонных покрытий, заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Виктор Ушаков. — Чтобы объекты транспортной инфраструктуры соответствовали сегодняшним условиям эксплуатации, необходимо применять в конструктивных слоях цементобетон и минеральные вяжущие».

Одним из факторов, который сдерживал использование этих материалов ранее, являлось отсутствие нормативной базы. Теперь этот пробел восполнен. По данным Виктора Ушакова, в последние годы разработаны нормативные документы, регламентирующие процессы проектирования и строительства цементобетонных покрытий и оснований дорог. Так, специалистами МАДИ подготовлен ГОСТ Р 59628-2021 «Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование жестких дорожных одежд. Типовые конструкции», сотрудниками ФАУ РосдорНИИ разработаны три ГОСТ Р на бетонные смеси для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог, два ГОСТ Р на дорожный бетон и ГОСТ Р на технологию строительства цементобетонных покрытий и оснований.

Опыт регионов

Директор департамента ДСТ и промышленного оборудования АО «КВИНТМАДИ» Александр Шевелев убежден, что долговечность цементобетонных дорог может быть обеспечена при правильном проектировании, высоком качестве используемых материалов, строгом соблюдении технологий выполнения работ. «Порядные организации имеют опыт реализации соответствующих проектов, располагают необходимыми ресурсами», — заявил он.

Начальник управления качества АО «Новосибирскавтодор» Дмитрий Денисенко, в свою очередь, сообщил: за долгое время работы с цементобетоном компания построила 350 километров дорог, возвела около 280 тыс. квадратных метров покрытия при реконструкции новосибирского аэропорта Толмачево. Среди завершенных проектов разных лет — строительство Северного обхода Новосибирска, реконструкция участка трассы Р-254 «Иртыш». Также предприятие отвечало за капитальный ремонт участков федеральной трассы А-350 «Чита — Забайкальск — граница с КНР».

Как рассказал главный инженер ФКУ УПРДОР «Забайкалье» Андрей Романов, с 2013 по 2019 годы на отдельных участках этой трассы обустроили 62 км цементобетонных покрытий. На начальных этапах соответствующие затраты на 10-20% превышали стоимость аналогичных работ с применением асфальтобетона, но уже в 2018-2019 гг. показатели сравнялись. За время эксплуатации выявлялись некоторые дефекты, но серьезных проблем за более чем 10 лет не возникло.

С 2017-го по 2021 год введено в эксплуатацию 34,9 км автомобильных дорог с цементобетонным покрытием в Алтайском крае и Новосибирской области. За 2022–2024 гг. планируется запустить 43,5 км автомобильных дорог с цементобетонным покрытием в Красноярском крае, Новосибирской и Иркутской областях. Таким образом, отдельными регионами страны наработан положительный опыт строительства жестких конструкций дорожных одежд с цементобетонным покрытием.

Практика Китая

В КНР строительство бетонных дорог развивалось вместе с ростом производства цемента, формируя базовую транспортную сеть. Цементобетонное покрытие подходит для большинства климатических зон Китая, некоторые из них схожи по погодным условиям с российскими регионами. В зависимости от категории дорог расчетный срок службы асфальтобетона в Китае составляет от 8 до 18 лет, а цементобетона — от 10 до 30 лет. Об этом в ходе круглого стола сообщили представители АО «Китайская железнодорожная строительная корпорация» (CRCC).

«Наша компания возводит автодороги разных категорий, в том числе трассы с цементобетонным покрытием. В России в таком исполнении мы строим автомагистраль «Москва — Казань», — прокомментировал заместитель генерального директора по развитию проектов CRCC Цун Цзячжун.

По словам помощника руководителя по производству CRCC Ли Сюебина, срок эксплуатации цементобетонного покрытия в основном совпадает с расчетными показателями или даже превышает их, в то же время асфальтобетон подвержен преждевременным дефектам.

«Считается, что асфальтобетонное покрытие обладает такими преимуществами, как простота и легкость обслуживания. Однако цементные покрытия имеют лучшие характеристики применения и адаптивности. В Китае 4,6 млн км дорог с цементобетонным покрытием», — резюмировал он.

Автомобильные дороги с цементобетонными покрытиями активно строят в 50 странах мира, в развитых государствах их доля составляет от 15% до 70%. В России этот показатель не превышает 2%.

Сделать выбор

Эксперт Комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ Татьяна Гончарова в своем выступлении указала на закрытость процедуры выбора типа дорожного покрытия при реализации конкретных проектов.

«По данным научных исследований, по заключениям аудиторов Счетной палатой РФ, жесткие дорожные покрытия превосходят нежесткие по многим критериям, в их числе срок службы, несущая способность, экологичность. Однако в реальности при строительстве и реконструкции дорог выбор по-прежнему нередко падает на асфальтобетон. Кто и почему принимает данные решения? На каком этапе это происходит? Считаю, что процедура выбора типа дорожных одежд должна стать публичной и прозрачной», — сказала Татьяна Гончарова.

При выполнении сравнительного анализа необходимо учитывать не только затраты «в моменте», но и расходы на содержание объекта в течение всего жизненного цикла, дополнил член Совета директоров Ассоциации по развитию дорожного цементобетона и цементобетонных покрытий, первый вице-президент холдинга «Сибирский цемент» Валерий Бодренков. По его мнению, расширение сети безопасных и качественных дорог за счет возведения трасс с цементобетонными покрытиями и основаниями позволит цементным заводам страны, загруженным в среднем на 50-60%, выйти на полную мощность. Кроме того, в скором времени даст о себе знать мощный мультипликативный эффект, связанный с динамичным развитием предприятий смежных отраслей, снятием инфраструктурных ограничений, которые по-прежнему сковывают Сибирь и другие регионы страны.

Инновации На самом мощном цемзаводе Сибири запущен сепаратор за 835 млн руб.
Содержание
Закрыть