По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, опубликованным в электронном периодическом издании «МК.ru» 09.08.2022, в России продолжили работать 77,6% иностранных компаний.
Разберемся, как они сегодня меняют российский рынок и собственную тактику его освоения.
Сохранение рынка
Вполне понятно, что среди представленных на российском рынке продуктов есть такие, которые не могут быть оперативно импортозамещены. Для того, чтобы российское производство стало полностью автономным, еще потребуется время. Оно у нас есть. Именно благодаря оставшейся в России части иностранного бизнеса. Конечно, санкции больно ударили по логистическим цепочкам, служившим каналами импорта не только из «недружественных», но и не вошедших в этот список стран. Но мы достаточно быстро справились.
Легализация параллельного импорта помогла амортизировать этот удар, обеспечив беспрепятственный ввоз более 200 иностранных брендов. В частности: Mercedes-Benz, VW, Toyota, General Motors, Continental, Apple, Samsung, Microsoft, Siemens, Duracell, Canon, PlayStation и др.
В список не были включены только пищевые, алкогольные и табачные продукты, хотя потребности пищевой промышленности закрываются силами собственного производства лишь на одну треть. Все, чего не хватает в этих сферах, решается поставками из третьих стран, в частности БРИК. Благодаря комплексному решению оставшиеся в РФ иностранные бренды смогли сохранить качество своей продукции, а большое количество российских предприятий — возможность дальнейшего функционирования.
Может показаться, что ценность продолжения работы иностранных компаний на нашем рынке существенно больше. И что заключается она не только в обеспечении незамещенными продуктами, поддержке параллельного импорта, но и в сознательной солидарности по части противостоянии западным санкциям. Другими словами, в приверженности России, помощи российскому бизнесу в трудном процессе стабилизации. Но повременим идеализировать...
Привлекательность рынка
Первое, что важно помнить — рынок России всегда был и остается привлекательным для иностранного бизнеса по чисто коммерческим причинам. Исследование Консультативного Совета по иностранным инвестициям «Международный бизнес в России-2020» представило ясную оценку данного вопроса:
- 92% опрошенных международных компаний считали РФ стратегическим рынком;
- 53% объявляли о своих планах по увеличению присутствия в России;
- ключевыми бизнес-партнерами были определены США, Германия и Казахстан.
Произошедшие потом пандемия и геополитические проблемы не могут отменить простого факта — рынок РФ был и остается привлекательным априори, т. к. ни его размер, ни потенциал никуда не исчезли. А потому лучше не увлекаться идеологическими причинами сохранения иностранными компаниями партнерства. Прямые выгоды более реалистично все объяснят.
Передел рынка через сговор
Все происходящие в 2022 году на российском рынке события не являются естественными экономическими процессами или результатом последовательных мероприятий по развитию экономики в условиях свободного рынка. Иностранный бизнес, оставшийся работать в России, стал свидетелем хоть и временного, но снижения рыночной конкуренции. Особенно в секторах с изначально узкой номенклатурой продуктов.
Поэтому возникают обычные для таких условий рыночные риски. Все, что давно сформулировано в теории экономики и неоднократно доказано на практике:
- Естественная монополия стимулирует конкуренцию, а искусственная — убивает;
- Снижение конкуренции искусственным путем влечет за собой сокращение числа действующих объектов бизнеса;
- Критически увеличиваетcя риск монополизации, картельного сговора и усиления коррупции.
Будет ли иностранный бизнес отстраненно наблюдать за течением событий или постарается извлечь из него максимальную пользу? ..
Не нужно быть экономистом или аналитиком, чтобы ответить на этот вопрос. Во многих российских регионах уже наблюдается планомерная замена импортерами дистрибьютеров с делегированием прав от средних и малых дистрибьютеров крупным игрокам с рыночными охватами больших территорий. Закладывается потенциал для монополизации, сговора и усиления коррупции.
В эту сторону уже двинулись несколько крупных иностранных поставщиков: Jacobs (кофе), Mondelēz International (производитель продуктов питания и вторая по величине в мире кондитерская компания), Nestle, The Procter & Gamble Company (крупнейший производитель потребительских товаров в мире) и другие.
Наступило время, когда нарушается важнейший принцип здоровой экономики — равноправное соперничество субъектов экономической деятельности. Становятся возможными злоупотребления монопольным положением на рынке и вступление в ценовой сговор. На практике мы уже видим подобные результаты на примере сахара и подсолнечного масла — розничная цена неумолимо растет даже на фоне профицита.
Как мы уже говорили, все происходящие сейчас процессы не являются естественными. Для их регулирования требуется усиленный контроль ФАС РФ и законодательное регулирование бизнес-процессов. В противном случае мы получим манипулятивно перераспределенный рынок с продукцией низкого качества, неоправданно высокими ценами и крайне низким потенциалом для дальнейшего здорового развития.