Социальное предпринимательство — это стремление помочь уязвимым категориям граждан с помощью бизнес-подхода. В России оно начало развиваться с 2008 года, когда был создан фонд «Наше будущее». Его основал Вагит Алекперов, президент и совладелец компании «Лукойл». Фонд оказывает целевую поддержку социальным предпринимателям по всей стране. Организация стала инициатором создания центров по всей России, через которые государство взяло бы на себя кураторство этой темы. С 2013 года власти стали создавать Центры инноваций социальной сферы (ЦИСС) по всей стране. Сейчас их порядка 40.
В Новосибирске такую организацию создали только в текущем году. Центр возглавила Оксана Козырева, которая ранее пять лет руководила алтайским ЦИСС. По ее словам, ЦИСС позволяют добиться максимальной эффективности при работе предпринимателей с властями за счет живого общения и понимания нужд бизнеса.
— Оксана Николаевна, в последнее время понятие социального предпринимательства все чаще встречается в медиапространстве. Почему интерес возник именно сейчас?
— Я думаю, это закономерное развитие этой сферы — центров инноваций социальной сферы становится все больше, а одной из основных их задач является популяризация социального предпринимательства. Кроме этого, с 2019 года вступили изменения в 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» в части внесения блока по социальному предпринимательству. Там объясняется, что такое «социальное предпринимательство» и «социальное предприятие». Также эти поправки говорят о формировании с 2020 года реестра социальных предприятий.
Критерии социального предпринимателя
Суть социального предпринимательства в ведении бизнеса, который улучшает жизнь социально уязвимых категорий граждан. Это люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, пенсионеры, многодетные семьи, выпускники детских домов, люди, вышедшие из мест лишения свободы, люди без определенного места жительства и беженцы. Статус социального предпринимателя включает ряд условий.
- Предоставление рабочих мест социально уязвимым категориям граждан. Таких людей должно быть не менее двух, а если большая компания, то не менее 50% от общего количество сотрудников. Фонд оплаты труда на них не должен быть меньше 25%.
- Предоставление товаров и услуг, произведенных этими гражданами.
- Производство товаров и услуг для этих категорий.
- Деятельность, направленная на решение социальных проблем на территории. Например, дополнительное образование, культурно- просветительская, спортивно-оздоровительная деятельность.
- Если предприятие отвечает хотя бы одному из этих условий, то оно может претендовать на статус социального.
— Какая мотивация у людей становиться социальными предпринимателями?
— Зачастую это персональная история, когда личная боль становится мотиватором. Есть люди, которые заходят в эту сферу, исходя из своих компетенций, которые приобретаются опять же из личного опыта. У меня на Алтае была история, когда женщина не могла найти профессиональную сиделку для матери. В итоге, она сама решила заниматься патронажем, купила франшизу службы «Добрые люди» и в ней работает.
Социальные предприниматели — это отдельная группа бизнесменов, которые с одной стороны имеют личную историю и хотят помогать, с другой стороны все же остаются бизнесменами.
— То есть, как и любые предприниматели, хотят заработать денег?
— Именно. Бизнес должен быть доходным, иначе зачем им заниматься? На образовательных программах мы всегда учим, что нужно контролировать финансы. Хотя некоторые предприниматели из этой сферы не любят считать свои деньги. Но нужно понимать, что это не благотворительность. Если доброе дело не приносит дохода, то это не социальный бизнес.
— Но любому бизнесу нужна платежеспособная аудитория. Есть ли она у социального бизнеса?
— С одной стороны есть, с другой — иногда возникают проблемы. Например, люди без определенного места жительства, которые по закону входят в зону интереса социального бизнеса. Но они не платежеспособны, и с ними бизнес не построишь. В этом случае к проблеме подключаются некоммерческий организации, либо предприниматель оказывает услуги такой категории на безвозмездной основе.
— Есть ли интерес инвесторов к социальному предпринимательству?
— Отдельное направление нашей деятельности — работа с инвесторами.
Предприниматели должны четко понимать в какой помощи они нуждаются и с инвесторами должна вестись персональная работа на понимание и осознание этой сферы предпринимательства.
Инвестиции бывают разного формата — финансы, наставничество или, например, в виде предоставления помещений. В Алтайском крае только на пятом году работы мы решили сделать инвестиционный подиум.
Было сложно, потому что большой бизнес не очень понимает социальное предпринимательство. Возникают вопросы, где там деньги и как это работает. Тем не менее, на нашем инвестподиуме был 21 инвестор и 10 субъектов предпринимательства, по итогу заключено четыре сделки. Думаю в Новосибирской области мы к этому процессу подойдем быстрее, учитывая наработанный опыт.
— Какая мотивация у инвесторов?
— Во-первых, это PR-составляющая. Об этом инвесторе будут писать СМИ, его будут знать как человека, который делает хорошие дела. В целом есть проекты, которые интересны и с точки зрения денег. Это высокотехнологичный сектор. Например, какое-то приложение или гаджет для людей с ограниченными возможностями здоровья.
— ЦИСС в Новосибирске уже начал работу. Много обратившихся?
— Мы работаем с 15 июня. К нам обращаются как предприниматели, ведущие бизнес в социальной сфере, так и руководители некоммерческих, общественных организаций и просто физические лица, у которых есть идея начать деятельность в сфере социального предпринимательства.
Естественно, мы познакомились с предпринимателями, получившими в этом году официальный статус социального предприятия. Их пока всего 12. У области огромный потенциал и перспективы развития качественного социального предпринимательства.
— Какие услуги предлагает ЦИСС?
— Консультирование, обучение, содействие в участии в выставках и ярмарках, всевозможных конкурсах и продвижение проектов (брендирование, лендинги, информационные материалы, рекламные ролики). Все услуги для наших клиентов бесплатные.
Часть услуг доступна для всех категорий заинтересованных в развитии социального бизнеса, часть — для имеющих статус социального предпринятия.
— На что вы делаете акцент в обучающих мероприятиях?
— Мы помогаем грамотнее вести бизнес, применять новые инструменты и при этом не упускать из виду и оценивать социальные индикаторы, то есть результат. У кого-то это число реабилитированных, у кого-то число обученных новым профессиям. При выборе темы мы ставим задачу находить наиболее актуальную на данный момент, и приглашаем спикера, виртуозно ею владеющего.
Обучение — это еще и отличный способ найти партнеров и сформировать сообщество единомышленников. Ведь основная наша задача — создание комьюнити социального предпринимательства.
— Какие образовательные программы планируются в Новосибирской области?
— В текущем году у нас одна большая программа «Основы социального предпринимательства». Сейчас мы ведем на нее набор. Она стартует 26 сентября. На образовательную программу планируется провести конкурсный отбор и принять в группу активных и мотивированных. Подробнее расскажем о программе и в целом о социальном предпринимательстве 18 сентября на онлайн-встрече «Знакомство с социальным бизнесом». Туда мы приглашаем всех, кому интересна эта тема. Записаться на встречу и на обучение можно по телефону центра «Мой бизнес» 8-800-600-34-07, доб. 3
В следующем году в планах центра образовательная программа для физлиц и самозанятых, и акселератор для опытных социальных предпринимателей в Новосибирске.
Также планируем работать и в других городах области — Бердске, Искитиме, Барабинске и Куйбышеве.
Статья опубликована по заказу
АНО «Центр содействия развитию предпринимательства Новосибирской области»
Сайт mbnso.ru
Телефон горячей линии поддержки предпринимателей 8-800-600-3407