Согласно данным британской консалтинговой компании STL Microsoft Training, средние и небольшие организации ежегодно проводят по 207 совещаний. Средний директор проводит в неделю 2-3 массовых совещания. При этом за последнюю четверть века совещания стали в два раза длиннее. 49% сотрудников считают плохо подготовленные совещания самой бесполезной тратой времени, которое они могли бы провести с большей пользой за другим занятием.
«Совещания были необходимы в доцифровую эпоху. С развитием интернета и систем по управлению проектами практика совещаний стала обременением для современного бизнеса, ведь любое совещание отнимает самое ценное — время», — считает Александр Першиков, председатель совета директоров инвестфонда Key Group.
Ключевая проблема любого совещания — сложность коммуникаций: один не расслышал, второй не записал. По оценкам, 60% сотрудников делают «заметки», чтобы создать вид, что они слушают. Резюме совещания не протоколируется, или претерпевает изменения в интерпретации каждого.
Новосибирская компания i20 создала программно-аппаратный комплекс ProtoBrain, способный решить массу проблем компаний, которые регулярно совещаются.
ProtoBrain — программно-аппаратный комплекс. Камера и микрофон с охватом 360° автоматически фиксирует совещание в виде набора мультимедийных данных: фото, видео и аудио. Программа обрабатывает информацию и предоставляет участникам и руководству протокол в удобном виде. По словам создателя и руководителя проекта, Александра Воинова, прибор поможет улучшить качество коммуникации при переговорах, что сэкономит время и деньги компаний.
— Как родился ProtoBrain?
— Идея появилась в 2011 году, когда мы совместно со школой «Умка» работали над проектом школы «Сколково». Я понял, что нужно создать аудио— и видеопротокол мероприятия, с помощью которого можно было бы фиксировать происходящее и анализировать. В 2017 году мы провели несколько публичных экспериментов и создали прототип ProtoBrain. В ходе совещания система в режиме реального времени распознавала человека в кадре: говорит он или нет, что именно говорит. Разработкой заинтересовались более 100 компаний. Однако это был опытный образец, который нельзя было продавать. Сейчас исследования завершены, и мы ищем инвестора для выхода на рынок.
— Насколько вы считаете свою разработку актуальной?
— Сегодня компании много времени уделяют переговорам. Мы посчитали, что 60 сотрудников нашей фирмы проводят столько совещаний, как если бы 10 человек были наняты на полный день, чтобы заниматься только переговорами. А 80% проблем в бизнесе связаны именно с погрешностями коммуникации.
Работая с клиентами, мы сталкиваемся с языковым барьером, с незнакомым произношением или диалектом. Еще одна из проблем — искажение контекста. То есть, одному человеку кажется, что он сказал достаточно, а его собеседнику этого не хватило. Из-за этого люди тотально не понимают друг друга. Иногда из-за одной ошибки приходится переделывать всю работу заново. Поэтому тема эта остра.
Сегмент нейрокоммуникаций в последнее время активно развивается. Нейронет — это то, что придет на смену Интернету. Поэтому компании Google и Microsoft развивают эту же нишу.
— Где тестировался ProtoBrain?
— У ProtoBrain есть несколько направлений развития. Одно из них — это «Огонь» или сервис Fire.to, направленный на повышение качества восприятия информации на конференциях и при самообучении по видео. Впервые мы опробовали его на форуме СИИС в Академпарке. Одним нажатием кнопки в мобильном приложении участники форума могли отметить для себя важные моменты выступлений, чтобы затем пересмотреть, переосмыслить и использовать в деле. Позднее мы запустили похожий инструмент на тренингах «Бизнес Молодости», немного доработав механику до видео-конспектов. Раньше люди просто писали конспекты, но в условиях крупных мероприятий это неудобно. Теперь можно слушать выступающего, не отвлекаясь. Если участник понимает, что спикер сообщает что-то важное и полезное, то может, нажав кнопку, зафиксировать эту мысль. После этого можно сделать пометку для себя. В итоге, получается видео-конспект. Приложение имело успех, за 9 месяцев набрало более 25 тысяч установок. За первый месяц на этом приложении мы заработали 1,5 миллиона рублей.
Направление проекта ProtoBrain, связанное непосредственно с совещаниями впервые было продемонстрировано на форуме «Открытые инновации — 2017» в Сколково. Это демо подтвердило высокий спрос на наш продукт.
— Не все компании проводят большое число коммуникаций. Предоставляете ли вы своим клиентам какие-то возможности пользования продуктом, помимо покупки?
— У нас есть веб-сервис Fire.to. Это, можно сказать, облегченная версия ProtoBrain, которую можно использовать уже сейчас бесплатно — можно смотреть видео и трансляции из интернета, помечать и комментировать в них важные моменты. Но пока все видео, метки и комментарии появляются в открытом доступе. Мы сейчас разрабатываем тариф для бизнеса, чтобы можно было запустить трансляцию на Fire.to с закрытым доступом. Тогда можно будет сделать трансляцию из переговорной, прямо с камеры смартфона, и получить видеопротокол в аккаунте на Fire.to с доступом только для сотрудников компании.
— На какую аудиторию рассчитан ProtoBrain?
— Мы говорим так: везде, где есть маркерная доска, должна быть система ProtoBrain. Маркерная доска — это место, где индивидуальные идеи людей становятся общими.
Совещания в цифрах:
- 39% занимаются посторонними делами.
- 67% сотрудников проводит около 4 часов в неделю, чтобы подготовиться к очередному важному совещанию.
- Более 27% сотрудников считают, что долгие совещания главная причина непродуктивности и неэффективности.
- 60% сотрудников делают «заметки», чтобы создать вид, что они слушают.
- Большинство менеджеров проводят более 10 часов в совещаниях. 90% процентов из них считают, что время на совещаниях тратится впустую.
- Если полвека назад директора компаний тратили на совещания не более десяти часов в неделю, то сейчас — 23 часа*
- Топ-менеджер еженедельно тратит на совещания восемь часов — целый рабочий день**.
*Исследования STL Microsoft Training, январь 2018 года ** Исследования Attask.com