Рада Малышева, управляющий директор маркетинговой компании «Апра»:
Я бы выделила семь основных трендов в современном региональном маркетинге, практике продвижения компаний.
1. К задачам интернет-продвижения обращается все более мелкий бизнес, совсем небольшие компании.
2. Развитие интернет маркетинга привело к росту заказчиков, которые задумались о его эффективности (неэффективности). Увеличилось количество запросов по оптимизации продвижения, поиску эффективности.
3. Рост стоимости интернет рекламы, ее популяризация, изменения, привели к увеличению числа «озабоченных заказчиков». Наконец виден рост числа людей, которые хотят разобраться не в интернет продвижении, а в продвижении и маркетинге в целом, заказчики, ориентированные на комплексную рекламную кампанию, не ограниченную интернетом. У нас растет спрос на маркетинговые консультации — когда клиент приходит спросить «а все ли у нас правильно», ориентирован на получение внешней оценки.
4. Тенденция «найду фрилансера, и он все сделает» сохраняется. Многие клиенты по-прежнему предпочитают работать не с агентствам, а с фрилансерами.
Причина — не только экономия издержек, но и определенная неграмотность, непрофессионализм заказчика, которая затруднят работу с агентством (не хотят формулировать задачу, выстраивать сбалансированные отношения, проще перепоручить и объяснить на пальцах фрилансеру, не видят разницу в работе агенствта и фрилансера).
5. Рост цен на интернет-рекламу, и на традиционные носители, сформировали определенный дефицит в каналах продвижения для среднего и мелкого заказчика. Для тех, кто не вынесет крупных медиабюджетов, кто нуждается в локализованном размещении, просто не хватает приемлемых рекламных инструментов. Думаю, на пороге — рост инструментов рекламы для мелкого заказчика.
Это ощущают и крупные игроки рынка — например, насколько я знаю, Яндекс запускает продукты с возможностью таргетирования до конкретного квартала или микрорайона.
6. Отсутствие профессиональных стандартов в отрасли. Заказчик не может выбрать профессионального исполнителя. Множество интернет-маркетологов безграмотны в области традиционных методов и стратегии продвижения. «Традиционные» маркетологи плохо знакомы с новыми инструментами. Существует также рассогласованность в зарплатных ожиданиях маркетолога и заказчика. В результате, все жалуются, что на рынке «нет хороших специалистов» и «трудно найти достойную работу».
В маркетинге сейчас неустойчивое равновесие, описываемое словами «все друг другом недовольны». Заказчики не хотят платить деньги и не видят достойных маркетологов, не понимают, как их отобрать. Маркетологи сетуют на отсутствие бюджетов, нарушение планов со стороны заказчиков и стремление «сэкономить на маркетинге». Представители медиа недовольны сокращением бюджета и нерациональным поведением заказчиков.
Думаю, это хорошо. Именно в такой ситуации всеобщего недовольства (пр отсутствии серьезных маркоэкономических потрясений) и будут создаваться новые стандарты отрасли.
Я ожидаю новых решений в области оптимизации интернет инструментов, развития маркетинговой аналитики, помогающей принимать решения, формирование профессиональных стандартов для маркетологов, а также профессионального роста среднего специалиста. Конкуренция и нестабильность часто рождают возможности для роста.
Тамара Соболевская, кандидат филологических наук, директор агентства коммуникаций «Банзай»:
— Некоторые мои коллеги пророчат неизбежную и быструю аннигиляцию PR-отрасли как таковой по двум причинам: продолжающегося экономического кризиса и якобы кризиса традиционных медиа (поглощение информационного пространства социально-сетевым).
Но кризис не становится — пока что! — страшнее и губительнее. Все, кто хотели сэкономить на PR — уже сэкономили, дойдя до крайней черты, перейти которую опасно: потеря известности, размывание имиджа, беспомощность в критических ситуациях при ослабленной «репутационной броне».
Что до второй страшилки, то стоит вспомнить слова Наполеона о том, что тысяча кошек не заменит одного льва. Равно как и множество активных, и даже статистически популярных блогеров и сетевых активистов не заменят одного системно и перспективно мыслящего дирижера. Телевидение из «ящика» очень медленно сдает позиции, а традиционные интернет-СМИ не сдают вовсе.