— Как вы представляете идеального управленца?
— В России всегда был дефицит управленцев, но понимание того, идеального образа, так и не сложилось. Раньше мы такие кадры специально не готовили, а брали, так сказать, из жизни. Я убежден, что это правильный подход, — нужно искать активного человека, который проявляет себя в социальной и профессиональной жизни. Это может быть и врач, и инженер. Плюс важна репутация.
Однажды я писал заключение по одной проблеме и указал, что надо провести независимую оценку репутационных экспертов. Меня спросили: зачем слово «репутационные»? Вроде как достаточно независимых. Но эксперт может быть неизвестен или непубличен. Именно репутацией он подтверждает, гарантирует качество своего заключения.
Вообще, слово «репутация« сейчас редко употребляют. А это основа! Человек без репутации, только с технократическими умениями и приемами, за собой вести не может. Люди должны верить лидеру. Управленец — этот тот, кто убеждает. Это более эффективно, чем приказ.
— Какие личные качества и умения важны для управленцев?
— Смотрите, начнем с очевидного: современный управленец широко и глубоко образованный специалист. Он должен понимать, что такое цифровизация, цифровая экономика, знать суть предмета управления, социологию и социальную психологию управления.
Но есть другой важный аспект: можно быстро подготовить квалифицированных текхнократов, но пренебречь теми качествами, которые называют искусством управления: опытом, нравственностью, мотивацией.
Управленец всегда должен быть моральным авторитетом, носителем нравственных ценностей. Работа управленца не должна ограничиваться стремлением заработать. Нужны моральные стержни, правильная мотивация. Пока мы еще плохо это формируем как в студентах, так и в действующих управленцах.
— Почему это сложно сформировать?
— Да вы посмотрите, я думаю, у нас даже у кандидатов в президенты нет таких качеств, ясного понимания будущего страны и ярко выраженных ценностей! А мы хотим, чтобы они были у студентов.
Хотя сегодня есть разные обновления образовательных программ. Кто-то предлагал, чтобы госслужащие присягу принимали. Присягу не знаю, но кодекс чести должен быть. Мы должны уметь более эффективно управлять карьерой. Спросите любого чиновника что будет через год? Он разведет руками.
В 90-х я был в Саппоро, японском городе — побратиме Новосибирска, там беседовал с чиновниками. И они, к моему удивлению, четко мне говорили: через год буду работать вот там-то на такой-то должности. При их продвижении по карьере это происходило скорее по горизонтали.
— Бизнесмены довольно активно переходят на госслужбу. Откуда такая тенденция?
— Это процесс действительно довольно активный. Чем больше новой крови, тем лучше. Из бизнеса люди приходят с особой энергией, для системы это позитивно.
С другой стороны, это отражает разбалансированность нашей системы управления. Более логично в рыночной экономике стремиться к бизнесу. Эта самодостаточность подавлена. И это отражает перегруженность России государственными структурами. Государство слишком абсолютизирует свою роль.
В любой другой стране люди редко стремятся на госслужбу. Да и вообще плохо понимают, чем чиновники занимаются.
Конечно, нужно поддерживать тех, кто стремится из бизнеса в управление, но только в том случае, если стремление основано на мотивации проявить себя более широко. Раньше, когда я проводил собеседования, то спрашивал, что человек заканчивал, у каких преподавателей учился. В последнее время я смотрю человеку в глаза и задаю простой вопрос: «Чего ты хочешь? Ради чего ты идешь на госслужбу?» Важно понять, увидеть то, что движет человеком.
Мне мои «погоны» дают возможность принимать решения которые без этих «погон» нельзя принять: позволяют помочь людям так, как без них помочь нельзя. Нужно в работе уметь видеть нравственные ориентиры.
— Есть мнение, что в российской системе образования есть некий дисбаланс между теми, кто нужен, и теми, кого готовят.
— Мало математики. Сначала мы в вузах допустили этот дисбаланс, потом и школа потеряла качество преподавания математических предметов.
Раньше все вступительные экзамены содержали математику и физику, был приоритет инженерных и математических специальностей.
Помню, меня просили подписать лицензию на аккредитацию вузу на подготовку юристов, и я спрашивал — откуда вы будете брать преподавателей? Их же не было тогда!
Это все отражается на будущих поколениях, сейчас мало инженеров, нехватка технологов. Понимаете, из математика я сделаю экономиста. А наоборот — нет. Из инженера управленца тоже сделать реально, а вот наоборот — не получится.
У нас гуманитарное образование воспринимается как нечто более легкое. Значит, надо усложнять его. Пусть еще один язык учат или истории больше, — это никому не мешало.
Создана в 2016 году в целях профессионального развития кадров органов государственной власти и местного самоуправления в субъектах Сибирского федерального округа в рамках единой научно-образовательной системы профессионального развития государственных и муниципальных служащих Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС).
В число основных направлений деятельности ВШГУ СИУ-РАНХиГС входят: профессиональное развитие государственных и муниципальных служащих (обучение по дополнительным профессиональным программам); оценка профессиональных знаний и личностно-профессиональная диагностика государственных и муниципальных служащих; подготовка кадрового резерва для государственных органов и органов местного самоуправления; экспертно-аналитическое и консультационное сопровождение деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
ВШГУ СИУ-РАНХиГС приглашает представителей органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также бизнеса и некоммерческих организаций к взаимовыгодному сотрудничеству, направленному на качественную профессиональную подготовку руководителей и специалистов.