Инструменты , Новосибирск ,  
0 

Малый бизнес в госзакупках: эксперты о проблемах и секретах успеха

Реклама:
Малый бизнес в госзакупках: эксперты о проблемах и секретах успеха
Доля сделок от малого и среднего бизнеса в госзакупках растет из года в год. РБК+ вместе с экспертами бесплатного образовательного проекта «Поставщик-2017» изучали проблемы и перспективы для предпринимателей

Количество компаний, выходящих на рынок, постоянно прирастает. Увеличивается и их непосредственная финансовая активность. По этим показателям Новосибирск — первый в Сибири, и седьмой по России. Некоторые предпочитают даже не рассматривать возможность выхода на государственные и муниципальные закупки, предпочитая оставаться в сфере B2B.
Говоря о необходимости работы малого и среднего бизнеса с государственными закупками, Максим Останин, начальник Управления предпринимательства и инвестиционной политики мэрии города Новосибирска, в интервью РБК Новосибирск отметил, что интерес у малого бизнеса к работе в госзакупках есть:

— В стратегии развития предпринимательства до 2030 года утверждено планомерное доведение доли поставщиков в муниципальных и госзаказах из числа малого и среднего бизнеса до 30%. Доля по Новосибирской области сейчас 23%, по городу — 24%. По итогам прошлого года в Новосибирске было заключено 1867 заказов с малым бизнесом, на общую сумму 1 млрд 200 млн руб. Средняя стоимость одного контракта составляет 570 тыс руб.

Останин обращает внимание, что у многих предпринимателей есть сложности с госзаказом. По данным чиновника, только каждый десятый имеет достаточный опыт работы в этой системе: «Почти половина (45%) не понимают форм определенных документов, воспринимают их как необоснованные препятствия. 29% говорят, что вообще ничего в этих заказах не понимают. Действительно, если открыть площадку, то с первого раза мало что понятно», — говорит Останин. Именно поэтому с 2017 года мэрия запустила проект «Поставщик 2017 — стань экспертом в сфере закупок» направлен на активизацию предпринимателей на рынке госзаказа.

Госзаказом — по стереотипам

Александр Морозов, главный специалист Управления предпринимательства и инвестиционной политики мэрии города Новосибирска, говорит, что основная причина, по которой представители малого и среднего бизнеса отказываются от участия в госзакупках по ФЗ-44 и ФЗ-223, это общее заблуждение о предвзятости конкурсов и бессмысленности траты на них времени и финансов на обеспечение контрактов:

— В 2017 году мэрия повела ряд обучающих семинаров с участием представителей крупных заказчиков — «Ростелекома», РЖД, представителей банков. После таких семинаров стереотипы предпринимателей менялись на интерес к сотрудничеству и понимание технологий закупок. Заказчики заранее информируют предпринимателей о своих конкурсах, что дает возможность диалога. Конечно, предприниматели начинают не с многомилионных закупок — они соизмеряют свои силы, идут шаг за шагом. Мы видим, что за 2017 год принято в обучение уже больше 224 субъектов предпринимательства, которые по итогам этого года участвовали в более чем 400 конкурсных процедурах. И по нашей статистике выиграли 84 конкурентные закупки.

По данным мэрии общая сумма участия в закупках по четырем наборам обучающего курса превысила 100 млн рублей. Выиграли на сумму свыше 40 млн руб. «И сейчас часть тендеров на сумму около 15 млн руб находится в процессе завершения», — подводит итог Морозов. Средняя стоимость одного контракта, заключенного представителем малого бизнеса по итогам госзакупок, 570 тыс руб.

Двусторонние правила

Новосибирское предпринимательство это, большей частью, торговля, операции с недвижимостью и производство. Именно производственные компании с наибольшей осторожностью относятся к участию в госзакупках. Участник проекта «Поставщик 2017» Александр Аксенов, директор компании «БизнесФото», отмечает, что после прохождения обучающего курса многие страхи были сняты:

— Специалисты высокого уровня грамотно и понятно объясняли, отвечали на вопросы. Что важно: они не оставляют слушателя и после окончания обучения: всегда можно обратиться. Конкретный вопрос, который показывает понимание программы слушателем, дает конкретный ответ. Один из блоков — взаимодействие с ФАС, на который преподаватели обратили особое внимание. Фактически была дана технологическая карта согласования вопросов в области закупок в государственных структурах. Объяснили, какие преимущества имеют субъекты МСБ перед другими формами. Насколько помогло? Мы пока редко участвуем в муниципальных закупках. Но теперь есть понимание того, какие задачи ставить субподрядчику, понятна технология поиска закупок, разобрался с банковскими гарантиями. Пока мы наращиваем мощности, чтобы выходить на госконтракты.

Александр Аксенов говорит, что многие еще осторожничаютпотому, что не верят: «Если рынок В2В достаточно изучен, то на В2G немного сложнее: сотрудничество в таком сегменте подразумевает определенную «белизну» поставщика, а это пока не для всех возможно». Среди направлений контрактов, интересующих поставщиков, Аксенов отмечает возможность участия в закупках Министерства обороны, но, по мнению Александра, многие пока не видят, как можно применить свою продукцию для военных, насколько это может быть интересно государству и как это предложить.

— Есть понимание того, что это нужно, это возможно, что в этом направлении можно работать. Постепенно набирается критическая масса малых и средних предпринимателей, которые будут сотрудничать с государством и формировать среду взаимодействия. Взаимная открытость бизнеса и власти ведет к формированию понятных и прозрачных правил, не зависящих от погоды, - заявил Аксененко.

Деньги на участие

Чтобы подать заявку на участие в электронном аукционе, необходимо первести денежные средства на электронную площадку в качестве обеспечительного взноса. В рамках 44 ФЗ он составляет от 1% до 5% от начальной максимальной цены контракта. Сумма перечисляется на счет площадки, где идут торги, после их окончания деньги возвращают поставщику.

Также поставщик должен внести денежное обеспечение, 5-30% от начальной суммы контракта в случае победы в тендере. Согласно ФЗ-44 и ФЗ-223 его требуется предоставлять заказчику при подписании контракта. Делается это в виде банковской гарантии. Если поставщик не выполняет свои обязательства по госконтракту, заказчик взыскивает сумму гарантии с банка. Банк — с поставщика. Банковская гарантия предоставляется на средних условиях от 1,5% годовых. У компаний, с небольшим стажем работы на рынке (до года) при взаимодействии с банками могут возникнуть проблемы.

Малый бизнес в госзакупках: эксперты о проблемах и секретах успеха
Александр Володин, генеральный директор ООО «Аукционы и Тендеры»:

— Закон требует предоставить либо обеспечение контракта, которое по закону составляет от 5 до 30% от начальной максимальной цены контракта в случае победы в данном тендере или банковскую гарантию на сумму обеспечения. Порой для представителей малого бизнеса сумма обеспечения критична.

Мы помогаем малому бизнесу решить вопрос с банковскими гарантиями. Через наши банки-партнеры, которых больше тридцати, мы оформляем документы. Величина комиссии складывается из суммы, которую необходимо предоставить для обеспечения, и срока контракта. Для наших клиентов мы подбираем наиболее оптимальный вариант с минимальной комиссией (от 1000 рублей), помогаем оформить все документы для предоставления заказчику. Банковская гарантия предоставляется в виде скана документа. Этого достаточно для подписания электронных документов в электронных торгах. В случае запроса котировок или конкурса одновременно с попаданием в реестр банк высылает либо доставляет курьером в адрес заказчика бумажный оригинал гарантии.
Юридические лица, обратившиеся к нам, проходят полную проверку - как бухгалтерской деятельности, так и наличия судимостей у первых лиц компании. Были случаи, когда клиенты скрывали неприглядные факты и получали отказ в банке. В целом же могу сказать, что на банковскую гарантию могут рассчитывать даже компании, недавно начавшие свою деятельность: от 3 месяцев после регистрации в ЕГРЮЛ.

Также для участия в тендерах и конкурсах заказчику нужно получить электронную цифровую подпись , которая придает юридический статус электронным документам. По словам Володина, она обойдется минимум 4,5 тыс и максимум в 6,9 тыс руб. Действует она в течение 15 месяцев.

Кто не в курсе про СРО

Повышение информированности малого и среднего бизнеса о возможностях и специфике участия в закупках уже принесло свои плоды. Говоря об изменении специфики представителей бизнеса по отраслям, участвующих в торгах, руководитель компании «Тендерост» Ростислав Бородихин отмечает, что в последний год повысилось число предпринимателей, которые заходят на торги напрямую:

— Рост прямых участников все сильнее конкурирует с числом посредников, которые ранее выступали в закупках. Для посредника направление тендера, на которое зашел прямой производитель, сразу становится малопривлекательным. Производитель сразу видит, насколько лично для него целесообразен тот или иной тендер. Он теперь может напрямую в нем участвовать.

Также Бородихин отмечает, что стало больше производителей пищевой продукции. Одна из причин роста — установление жестких сроков оплаты для заказчика поставки до 15 дней, а также во введении штрафных санкций, как для организации-заказчика, так и для так и для должностного лица, исполняющего эту закупку: «После введения новых правил производители стали интересоваться тендерами, и за этот год конкуренция на данном рынке выросла. Появилось и больше дилеров, и больше производителей, которые могут участвовать и зарабатывать деньги на коротких контрактах».

Участие в обучающих проектах помогает представителям бизнеса постоянно быть в курсе изменений в законодательстве, а значит, вовремя подготовить документы и минимизировать финансовые и репутационные риски. Бородихин приводит пример, связанный с внесением изменений в работу со СРО для всех строительных компаний: «Теперь им нужно прилагать не свидетельство, что они состоят в СРО, а выписку из реестра об оплаченных взносах. Правило ввели только этим летом. Многие уже потеряли возможность участвовать в серьезных тендерах из-за отсутствия данного документа. Некоторых подрядчиков отклонили даже при победе».

Наиболее частые вопросы, с которыми обращаются к специалистам по участию в закупках представители бизнеса, касаются рентабельности участия в торгах для той или иной ниши рынка, коррупционной составляющей и непорядочности отдельных поставщиков. «Общая рекомендация тем, кто сомневается в деловой порядочности заказчиков, перед подачей заявки проверять организатора-заказчика были ли у него судебные дела по взысканию долгов», — говорит Бородихин.

Проект «Поставщик 2017 — стань экспертом в сфере закупок» направлен на активизацию предпринимателей на рынке госзаказа и увеличение доли участия и заключенных контрактов, а также повышение эффективности во взаимодействии участников закупок с государственными, муниципальными и коммерческими заказчиками. Занятия организованны комитетом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии города Новосибирска. Каждый месяц в проекте участвуют 50-60 человек. Для партнеров комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии города Новосибирска участие в проекте бесплатно. Организаторы проекта — комитет поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии города Новосибирска, АНО ИДПО «Госзаказ», НРО ООО МСП «ОПОРА РОССИИ».

Решения Школа ритейла: новосибирских предпринимателей учат, как «встать на полку»
Содержание
Закрыть