Законопроект разрешает консультации медиков между собой, а также «дистанционный мониторинг состояния здоровья пациента». Однако главное — постановка диагноза через удаленный доступ осталась за рамками закона. Дополнительно в законе прописали, что телемедицинская помощь должна соответствовать медицинским стандартам, а на информацию, полученную в ходе таких консультаций, распространяется врачебная тайна и законы о персональных данных.
По словам Александра Абдина, управляющего партнера санкт-петербуржской клиники «Евромед Клиник», новшества, предложенные в первом чтении, исчезли из законопроекта: «В результате мы лишь узаконили повсеместную практику. В первом варианте законопроекта предлагалось узаконить оказание телемедицинских услуг по полному циклу. Грубо говоря, общение пациента с врачом с первой консультации до окончательного контрольного приема должно было происходить онлайн. Теперь назначение лечения дистанционно может происходить только после личного посещения врача пациентом»
По опросу российских врачей, проведенному исследовательской компанией MAR CONSULT, половина опрошенных врачей к телемедицине относятся положительно. Чуть больше трети — отрицательно. Среди плюсов медики отмечают мобильность, доступность услуг, возможность оперативного консультирования для корректировки назначенного очно курса лечения, проведения консилиумов. Аргумент докторов, выступающих против телемедицины — это повышение риска врачебных ошибок в связи с трудностями заочного консультирования, отсутствием возможности осмотреть пациента, недостатком информации о пациенте.
«Постановка диагноза должна осуществляться только при личном осмотре, — уверен министр здравоохранения Новосибирской области Олег Иванинский. — Врачи говорят, что больного надо потрогать и посмотреть. План обследования, корректировку лечения можно назначить удаленно, а диагноз ставить надо лично».
РБК Новосибирск оценил, что может телемедицина и какие проблемы возникают на этом пути.
1. Спланировать предварительный план обследования.
Экономия времени врача и пациента, особенно в случае, если пациент — иногородний, возможность принять большее количество пациентов — несомненный плюс удаленных консультаций.
«На наш взгляд телемедицина — это уже не будущее, а настоящее современной медицины», — считает и.о. начальника отдела организации клинической деятельности Биомедицинского центра им. ак. Е.Н. Мешалкина Леонид Топорков.
У пациентов новосибирской клиники Мешалкина есть возможность провести дистанционную консультацию с врачом, отправив на одноименный раздел свои медицинские документы в электронном формате. По истечении 10 дней специалисты клиники выносят заключения.
По статистике клиники Мешалкина, только за прошлый год в медицинском учреждении было проведено около 26 тыс. таких консультаций. За первый квартал этого года проведено уже 12 тысяч дистанционных консультаций. Как отметил Топорков, в особо сложных случаях врачи клиники проводят консультации в формате телеконференцсвязи с врачами других лечебных заведений. В этом году проведено уже 49 таких консультаций.
2. Скорректировать план лечения после его назначения
Удаленный способ консультаций с учетом экономии времени может сделать лечение более точным, адресным. Не секрет, что в нынешней ситуации вечной нехватки времени у пациентов люди редко ходят корректировать курс лечения, даже если препарат не совсем «пошел» или результат лечения вызывает дополнительные вопросы.
Перевод части приемов у врача в формат телемедицины, — повторные консультации, закрытие больничного листа, получение результатов анализов — выгодны структурам добровольного медицинского страхования, так как сокращают число визитов в больницу, но может быть скорее неприятным явлением для частных клиник.
«Коммерческое здравоохранение абсолютно не заинтересовано в телемедицине «после», потому что за телемедицинскую консультацию не представляется возможным брать больше 500 руб.», — считает руководитель проекта «Здоровье Mail.ru» Евгений Паперный. Отсюда можно предположить, что врачебные приемы могут вскоре стать дифференцированными по цене: те встречи, на которых врач ставит диагноз и назначает лечение будут стоить дороже.
При этом часть медицинских заведений телемедицинские по сути услуги уже оказывала, именуя их не медицинскими, а информационными. После принятия закона предварительные и корректирующие лечение консультации могут быть удаленными. Вскоре на сайте клиник появятся свод правил — дисклеймер, в котором будут подробно разъяснены права и обязанности пациента, ответственность клиники. Скорее всего, частные медицинские компании постараются максимально оградить себя от возможных юридических исков.
3. Поддержать, проконсультировать, научить пациента
«Можно понижать тревожность пациентов в случаях, связанных с детьми, — рассказывает директор агентства «МедАссистанс», исполнительный директор ассоциации руководителей медицинских организаций Сибири Елена Бобяк. — Можно давать экстренные рекомендации — как действовать, чтобы продержаться до приезда скорой помощи».
Бобяк указывает на еще одно направление развития телемедицинских услуг — обучающие мероприятия для пациентов и их родственников. «Допустим, человек попал в ДТП и оказался в инвалидной коляске — вопросов возникает великое множество, — говорит Бобяк. — И о многом ни пациент, ни его родственники даже не догадываются».
4. Провести консилиум, совещание
И то, и другое в медицинской сфере уже давно привыкли проводить удаленно. По сути, закон подводит правовую базу под то, что давно уже было принято, использовалось и приносило плоды.
«Цифра давно в жизни работает, — комментирует перспективы министр здравоохранения Новосибирской области Олег Иванинский. — Мы перестали собирать очные совещания, мы подключаем скайп и совещаемся, проводим консилиумы»
Проблемы и сложности
Директор юридической компании «Дубровская и Плеханова» Людмила Плеханова уверена принять закон — это одно, а обеспечить его исполнение со стороны Минздрава — это совсем другое: «Существует множество нюансов, которые сложно соблюсти. Положительный эффект возможен в том случае, если Минздрав примет все подзаконные акты, необходимые для реализации этого закона».
Ряд сложностей на уровне внедрения «на местах» обозначает Иванинский.
«Мы поговорили по скайпу, а как в карту занести? Как оплатить труд доктора? Все более глубокое проникновение информационных технологий в нашу жизнь — общая тенденция, в медицине свои тонкости, — уверен спикер. — У нас нет ключей ЭЦП для всех врачей, они стоят достаточно недешево. Надо предусматривать возможности кибератак, хакерства»
Перспективы далекие и близкие
Интерес к телемедицинским услугам проявляют большое число крупных компаний. Так, в рамках стратегии принятой «Ростелекомом», компания намерена активно заниматься развитием телемедицины и скоро планирует презентовать свою разработку в области телемедицины. «Надеемся, что скоро мы сможем представить мониторинг и контроллер здоровья, который можно будет предоставить врачам, — пообещал президент госоператора. — К примеру, его можно будет использовать, когда человек спит».
Директор по юридическим вопросам Фонда развития интернет-инициатив Искендер Нурбеков рассказал РБК, что закон в том числе может привести и к переходу части российских пациентов на китайский международный сервис Retail Alibaba, который запустил первый сервис медицинской диагностики на базе искусственного интеллекта. «В ближайшие несколько лет можно ожидать существенный отток россиян в зарубежные телемедицинские сервисы наподобие Alibaba», — заявил Нурбеков.
По оценке Сбербанка, объем рынка цифровой медицины составит к 2020 году 150–180 млрд руб. Недавно Сбербанк купил сервис онлайн-записи к врачам docdoc.ru, который называют иногда «Uber для врачей». Как сообщил первый зампред правления банка Лев Хасис, на базе этого актива Сбербанк не планирует ограничиваться только онлайн-записью к врачам. «Надеемся, что эта компания станет той платформой, которая нам позволит со временем, по мере совершенствования законодательства, предоставлять не только услуги записи к врачу, но и другие цифровые услуги», — заявил Хасис.