Рыбью кожу обычно отправляют на корм животным или попросту выбрасывают. Представители компании «Рыбий Мех» нашли применения для, казалось бы, ненужного материала. Компания разработала индивидуальную технологию выделки натуральных рыбьих кож, с помощью которой можно получить продукт, схожий по характеристикам с кожей животных тончайшей выделки.
— Александр, знаю, что идея использовать рыбью кожу принадлежит не вам.
— Да, идея принадлежит ребятам из НГУ. Этот проект мне достался случайно. Изначально я сопровождал его и инвестировал деньги. Потом в моем основном бизнесе дела пошли хуже, и я понял, что больше не могу давать деньги на эти разработки. Предложил приостановить работу до получения гранта. Когда подали заявку и выиграли конкурс Фонда содействия инновациям, ребята сказали, что нашли другую работу и проект им не интересен. В итоге грант дали — 1 млн руб., и проект остался на мне.
— Решили вытянуть его самостоятельно?
— Да. Знаете, я молодость вспомнил, я же химик по образованию. Причем химик отличный. Когда писал дипломную работу, открыл несколько веществ, которых в мире еще никто не открывал. То есть уровень знаний позволят экспериментировать с материалами. Эти знания помогают до сих пор. Например, у нас была часть импортных препаратов для выделки, я нашел способ, как заменить их российскими аналогами, которые в разы дешевле.
— Как вообще удалось получить кожу такого высокого качества?
— Опытным путем. До этого года было поставлено порядка 500 экспериментов, пробовали разные способы. После у нас стала получаться кожа.
Сейчас мы провели уже больше 1000 экспериментов по доработке и добились технологии, которая на 100% устраняет запахи рыбы, сохраняет природные свойства кожи, добавляет уникальные качества и соответствует ГОСТам.
Кроме этого наша технология позволяет создавать широкий ассортимент продукции — разная толщина, разная выделка. Например, если мы используем кожу горбуши, то в итоге можно наполнить, и изначально тонкую кожу рыб сделать толще. Мы научились получить и тоненькую, и толстую кожу. Первая — для перчаток. Вторая— для обуви.
— Ваша продукция довольно дорогая. Чем обуславливается высокая цена, раз материал дешевый?
— Во-первых, сама выделка дорогая. Тут идут совсем другие процессы — не как с обычной кожей. Второе — внешний вид. Наша кожа похожа на змеиную, особенно на питона. Но если сравнивать по цене со змеиной кожей, то кожа рыб все-таки дешевле. Кожа питона стоит примерно 2-3 евро за дециметр, а у нас 1-2 евро.
Рыбья кожа обладает уникальными качествами. От человеческого тепла она начинает растягиваться. То есть, если сделать обувь из рыбъей кожи, она никогда не натрет, потому что принимает форму ноги. В связи с этим очень популярны кеды из этого материала. Дорого — да, но очень удобно. Сейчас мы обсуждаем обувь для детей — они растут, обувь растягивается.
— Планируете патентовать продукт?
— Процесс идет, но нам посоветовали делать не в режиме патента, а в режиме ноу-хау. Разница в том, что в патенте мы должны указать способ получения кожи, то есть наш секрет. В ноу-хау мы только пишем, что знаем способ, как это получить. Кроме того, ноу-хау действует сто лет, патент всего 20 лет. Секрет «Кока-колы» не раскрыт как раз из-за режима ноу-хау.
Вообще наша технология довольно дорогостоящая, и мы ее никому не выдаем. Например, такую наполненную, качественную белую кожу рыб кроме нас в мире не может делать никто.
— Вы принимали участие в венчурной ярмарке. Для чего конкретно вам нужен инвестор?
— Прибыльность проекта очень высокая. По идее, мы можем развиваться достаточно хорошо за счет собственных денег. Поэтому нам нужен не совсем инвестор, а стратегический партнер, с которым мы могли бы выйти на зарубежные рынки. На ярмарке мы искали как раз таких партнеров. В результате на нас вышли представители из Италии, Прибалтики, о нас расскажут китайским инвесторам. В Китае сейчас писк моды — ремни из рыбьей кожи. Я один такой увидел и понял, что кожа тонкая и некачественная. Они не знают, как ее делать более прочной и толстой. А мы знаем, поэтому и хотим на зарубежные рынки.
— За рубежом можно выгодней продать рыбью кожу?
— Конечно. В России мы продаем по одному евро за дециметр — это потолок. На европейском рынке самая низкая цена — 1,5 евро.
— А с региональным бизнесом вы сотрудничаете?
— Во-первых, сырье нам поставляют только региональные производители. Пока у нас объем переработки 40-60 кг в неделю. Это небольшие объемы и нам достаточно региональных поставщиков.
Во-вторых, в плане продаж мы работаем в основном с сувенирщиками. Это изготовление кошельков, чехлов для телефонов, сумочек так далее. Есть планы по работе с более крупными клиентами — фабриками кожгалантереи, но пока на стадии переговоров.
— А как у вас с конкуренцией?
— В России всего один производитель делал подобный продукт — в Москве. Но он делал кожу низкого качества, она была похожа на резину. В итоге этот производитель закрылся. Еще была компания в Ингушетии, но последние годы про нее ничего не слышно. По сути все. И самое главное, что мы добились высокого качества, превосходящего конкурентов не только в России, но и в мире.