Рынок перевозок растет за счет маркетплейсов и онлайн-торговли, основные риски — дефицит кадров, высокая ставка рефинансирования.
Суммарная выручка компаний в сфере «Транспортировка и хранение» за прошлый год превысила 591 млрд руб., всего в отрасли работают 6,3 тыс. компаний*, при этом 87% с прибылью, рассказали эксперты на отраслевой конференции «Логистика Сибири» которая прошла в Новосибирске при поддержке ГК «Монополия». В целом по всем видам транспорта рост грузооборота в 2023 году к показателям 2022 года в Новосибирской области составил 49%*.
«В качестве благоприятных факторов для развития отрасли — стабилизация макроэкономических показателей, рост объемов розничной торговли и e-commerce, увеличение спроса на внутренние грузоперевозки и переориентация международных грузовых потоков, а также цифровизация и переход на ЭДО, которые способствуют повышению прозрачности рынка», — рассказала Надежда Маркова, директор группы стратегии сделок и исследований рынка KEPT.
В Новосибирской области рынок прирастает за счет коммерческого автотранспорта общего пользования, не входящий в автопарки компаний, отметил Сергей Максимов, президент «Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири».
В прошлом году рост сегмента составил 4,4%. Новосибирский транспортный узел традиционно является крупнейшим за Уралом, в его зоне влияния живет порядка 13 млн человек. Объем современных складов класса А и В вблизи Новосибирска на начало года почти в десять раз превышает сопоставимый показатель в Красноярске и в 20 раз выше Омска.
Один из главных вызовов отрасли — дефицит кадров. Востребованы водители большегрузных автомобилей, работники складских комплексов. Не решает вопрос дефицита кадров и уровень доходов — за два года рост размера предлагаемых зарплат для водителей в Новосибирской области составил 64%, составив 116,6 тыс. руб. Одна из проблем этой профессии — ее недостаточный престиж, низкий приток молодых кадров. Сейчас почти половина соискателей имеют стаж работы более 10 лет, 80% из них в возрасте старше 55 лет.
Денис Прокофьев, руководитель направления работы с грузовладельцами ГК «Монополия», генерального партнера конференции, рассказал, что желающих работать на себя среди водителей всегда было много, но в силу агрессивной рыночной среды они не решались начать свой бизнес в грузоперевозках. Тренд подтверждают данные цифровой платформы «Монополия»: число участников проекта Монополия Бизнес постоянно растет, а количество транспортных средств уже превышает 900 единиц.
Прокофьев рассказал и о ситуации с тарифами. На рынке заметен устойчивый тренд на рост затрат перевозчика на километр пути. «За прошедшие три года затраты перевозчиков на транспортировку грузов выросли почти вдвое», — отметил он. Основными причинами роста затрат на перевозку является рост расходов на обслуживание техники и покупку запчастей (30%), рост зарплат водителей грузовиков (30%), рост расходов компаний на лизинг техники после роста ключевой ставки (до 27%), констатируют аналитики цифровой платформы грузоперевозок «Монополия».
А вот на рыночную стоимость перевозки влияет баланс спроса и предложения. Если рассматривать Новосибирск как точку погрузки, то в направлении Урала плотность грузоперевозчиков достаточно высока, что сдерживает рост тарифа. В то время как в сторону, например, Красноярска желающих забрать груз существенно меньше, в связи с чем тариф более динамичен.
Если говорить о перспективах 2025 года, Прокофьев полагает, что ожидать падения затрат на перевозку не стоит в силу текущей экономической ситуации. Но цифровые логистические платформы, как «Монополия», могут сократить затраты перевозчика за счет снижения порожнего пробега, времени простоя транспорта и оптимизации трудозатрат логиста. В режиме реального времени для каждого конкретного региона алгоритмы платформы определяют баланс спроса и предложения, на основании которого формируют оптимальную стоимость перевозки, в том числе на сложных непопулярных направлениях. Число выполненных онлайн-заказов на платформе увеличилось на 35% год к году на фоне роста количества клиентов — грузоперевозчиков и грузовладельцев.
Конференция «Логистика Сибири» прошла в Новосибирске 11 октября. В ней приняли участие более 20 экспертов, на участие в онлайн— и офлайн-формате зарегистрировались более 450 логистов, перевозчиков и представителей предприятий Сибири. Основные темы — тренды рынка, цифровизация логистики и транспорта, государственное регулирование отрасли, финансовая логистика при внешнеэкономической деятельности. Организаторы — РБК Новосибирск и цифровая платформа грузоперевозок «Монополия».
«Монополия» — ведущая российская логистическая платформа, объединяющая участников рынка в цифровой среде c помощью сервисов и технологий. Цифровая платформа включает все необходимые сервисы для организации крупнотоннажных автомобильных грузоперевозок — от поиска груза или перевозчика до топливного процессинга и услуг сети проверенных дорожных комплексов по всей России. Больше 18 лет компания помогает тысячам участников рынка находить и отправлять грузы, строить эффективные маршруты и упрощать рутинные процессы. К платформе подключены более 8 тыс. перевозчиков и 80 тыс. транспортных средств.
*Данные Новосибирскстата