— Как поменялись требования покупателей к жилью в последние полтора года?
— Стройка — долгая и консервативная история. За год здесь ничего кардинально не меняется — ни требования, ни запросы покупателей. Если смотреть ситуацию лет 10 назад — то да, требования покупателей к площади жилья, к самим критериям, определяющим «уровень элитности» жилого комплекса стали другими.
— В чем, на ваш взгляд, отличия элитного жилья? Каковы критерии?
— В Новосибирске сейчас премиального жилья строится немного. Жилой комплекс «Михайловский» уникален по совокупности своих преимуществ. «Михайловский» — штучный, статусный жилой комплекс, дом для респектабельных людей, ценящих спокойствие, комфорт, тишину, неспешные прогулки и уникальный вид на реку.
Знаете, понял, что сам хочу купить здесь квартиру. Но я упустил момент жить в этом доме, мои любимые верхние этажи уже разобраны. Не исключаю, что лет через пять я все же куплю здесь квартиру уже на вторичном рынке.
В целом, элитный комплекс должен чем-то выделяться среди других тоже хороших проектов. То, что раньше было характеристикой элитного комплекса, сегодня есть и в сегменте комфорта. Например, наличие консьержа в подъезде.
Среди внешних признаков — наличие видимого, заметного ландшафтного дизайна на территории комплекса, когда застройщик потратил немаленькие суммы, чтобы создать комфорт для жителей, поработал с геопластикой, использовал своеобразные малые архитектурные формы, элементы подсветки, посадил крупномеры, сделал многое, чтобы поднять людям настроение.
Для восприятия дома важно архитектурное фасадное освещение. Не для того, чтобы дом сверкал, как новогодняя елка. Подсветка создает атмосферу уюта: приехал с работы, идешь по дорожке к подъезду, она подсвечена мягким теплым светом, это поднимает настроение.
— А если говорить о фасадах, облике здания?
— Хорошо работает на фасадах натуральный камень, оригинальные композиционные решения, применение нестандартных материалов.
В последнее время люди ценят панорамное остекление балконов и лоджий. Конечно, в таком случае важны видовые характеристики, чтобы взгляд не натыкался на стену соседнего дома.
Наш ЖК «Михайловский» в этом плане уникален. В нем вид из всех окон, балконов и лоджий просто волшебный. Вокруг дома в обе стороны — набережная и река, зелень и гладь реки. Это реально место силы. У нас самый «неудачный» вид — это вид на зеленый двор, с клумбами и крупномерными деревьями.
— А что еще важно кроме внешних деталей?
— Элитный комплекс — это обеспеченность машиноместами. Должно быть не то маленькое количество, что по нормативу, а как минимум одно машиноместо на квартиру. В «Михайловском» число мест в паркинге в полтора раза больше, чем квартир.
Важны детали. Скажем, в квартире должно быть два санузла — не меньше 4 метров каждый. Если покупаешь даже двухкомнатную квартиру, и там один санузел — это по нормативам проходит, но неудобно.
В элитном жилье по определению не может быть неудобно, здесь не должно быть каких-то компромиссов, чуть-чуть ущербных квартир.
— А если говорить о планировках?
— В домах эконом-класса — там планировки должны быть выверены до единого миллиметра. Чтобы человек, который берет такую квартиру, знал, что он не переплачивает за площадь.
В элитном сегменте плюс-минус пять квадратов общей площади — это не так значимо для покупателя, как личный комфорт. Квартира не должна «жать в плечах»: большой коридор, просторные лоджии и санузлы. В «Михайловском» люди заходят на кухню, а там зал в 30 метров, и балкон еще 20 кв.м. Сразу у наших гостей глаза загораются и они начинают мечтать, как и что здесь будет устроено. Такие планировки вдохновляют.
В «Михайловском» уникальные балконы, с вылетом от стены 2 м и длиной в 12 м. Огромное панорамное остекление при высоте потолка 3,3-3,4 м. Балконы влюбляют в себя сразу, это фееричная история. Здесь можно сделать кабинет, зону отдыха, зимний сад, игровую, спортзал, — много вариантов для отдыха или продуктивной работы.
— Насколько важен район, локация?
— Премиальный комплекс должен быть привязан к определенной знаковой точке города. Для Новосибирска знаковое место — двухкилометровая набережная, рядом могучая река, прекрасное место для прогулок, великолепные виды, красивый парк. Плюс универсальная развязка, во все районы города можно легко добраться. Это дает жителям «Михайловского» главный жизненный ресурс — время.
ЖК «Михайловский» — уникальный в своей локации. Здесь не будет в долгой перспективе строительства других домов. Основная идея прокта — набережная, вода и зелень. Сделано очень много спусков к воде, чтобы наши жители могли посидеть у воды с удочкой, или просто помечтать.
— Как продвигается благоустройство набережной силами ГК «СМСС»?
— Мы вкладываем средства в набережную, понимая, что наши дольщики — это потребители и ценители этого продукта. Этот проект — наше восприятие ответственности бизнеса и перед покупателями, и перед городом. В этом году хотим закончить работы на набережной. Общая площадь благоустройства около 7 га. Вложенная в проект сумма уже практически удвоилась: изначально мы с мэрией ударили по рукам, что вложим 50 млн руб. Эти деньги кончились уже давно. Сейчас сумма приближается к 100 млн руб.
— Что повлияло на удорожание проекта?
— Основные затраты в бетоне. Там же набережная в этом месте косогором, ландшафт неровный. Чтобы создать, например, детскую площадку, надо залить бетонную коробку площадью около трехсот квадратных метров. Плюс клумбы. Много денег в покрытиях — плитка, натуральный гранит. Только на закупку лавочек ушло 6,5 млн руб. Это будет очень красивая набережная, достойное обрамление Оби, и продолжение паркового ансамбля ЖК «Михайловский».
— Говорили, что в перспективе набережную соединят воедино.
— Думаю, все это выстроится в одну линию еще нескоро. Там есть большой, довольно неухоженный участок, который принадлежит на правах аренды речному порту. Потом идут участки еще ряда собственников, в том числе и наш, около комплекса Apart River. Есть освоенные, с благоустройством береговой линии, а есть «дикие».
— Отразился ли рост цен на металл и стройматериалы на возведении ЖК «Михайловский»?
— Металл у нас был практически весь закуплен, но рост цен был очень ощутим в структуре затрат. Фасад изначально был запроектирован очень дорогим. Подорожание произошло почти на все: камень, керамогранит, вентиляция. Подписали договор, не успели начать работать — пять миллионов сверху. Фасад — это крайне много импортных комплектующих. В случае с элитными домами сложно составить экспертный расчет и точно попасть в окончательный проект.
— Как вы оцениваете ситуацию по балансу спроса и предложения на рынке?
— Люди как с ума посходили. Скорость роста цены на недвижимость всегда превышала ставку по депозитам. Но это характерно для более экономичных сегментов жилья. Элитное жилье не так раскупают, здесь люди разборчивые. К тому же кто будет покупать, чтобы вложиться по 150 тыс. руб. за квадрат в квартиру площадью 150 кв. метров? Квартира премиум-класса — предмет гордости, городская резиденция, место силы, воплощение мечты. Такую тщательно выбирают и отделывают под себя. Хотя в целом в подобных концептуальных и статусных проектах стоимость квадрата будет только расти.
— Есть комплексы, позиционировавшие себя как премиальные объекты, которые сданы лет пять назад, а часть квартир в них не продана до сих пор.
— Девелоперы не смогли уловить тренд, в итоге дом устарел практически сразу после сдачи. Вот «Михайловский» или Milkhouse не устареют десятки лет. Мы строим классику.
— В чем проявляется моральное устаревание проекта?
— Облик, цветовые решения, другие детали. Вот, например, входные группы. Раньше их не было. Зашел, и практически сразу — квартиры. Сейчас люди уже привыкли к другому. Консъерж, рекреация, внушительный холл, лобби с хорошей отделкой.
— Чем отличается, на ваш взгляд, классика, которая «на года»?
— Важен внешний вид фасада, каждому хочется жить в доме, который все знают. Скажем, натуральный камень на фасаде. Если сделать хорошо, он и через сто лет будет так же красив. Эксперименты с новомодными материалами — это всегда риск. В «Михайловском» первый этаж фасада облицован благородным травертином, со второго по одиннадцатый этажи украшены частичными вставками из керамогранита. Вместе с крупноформатным остеклением фасад выглядит респектабельно и вместе с тем ярко. Стеклопакеты в «Михайловском» из немецкого профиля, там дорогое стекло цвета морской волны. Когда светит солнце, играет голубоватыми оттенками. Когда это видишь вживую — впечатляет.