От первого лица , Новосибирск ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Банк «Санкт-Петербург»: высокий уровень сервиса и ориентация на клиента

Павел Лосев (фото: Банк «Санкт-Петербург»)
Павел Лосев (фото: Банк «Санкт-Петербург»)
В интервью РБК Новосибирск директор новосибирского филиала банка «Санкт-Петербург» Павел Лосев рассказал об основных рисках для банковской системы, конкуренции и отличии Новосибирска от остальных регионов

— Прошедший год был непростым для экономики. Какие основные риски для банковской системы вы видите в текущем году?

— Действительно, основные риски текущего года уходят корнями в 2020 год. Это последствия коронакризиса и связаны со сжатием экономической бизнес-активности, уходом ряда бизнесов, закрытием границ. Таким образом, основные риски — это снижение числа экономически активных юридических лиц, рост безработицы, уменьшение уровня доходов населения. Как следствие, люди меньше приобретают, тратят ранее созданные накопления, им меньше требуется каких-либо услуг.

Но если произойдет эффект привыкания и не будет новых негативных факторов, то экономика и люди приспособятся и сделают новый шаг вперед, новый виток подьема. Мы уже подобное проходили, например, в 2014 году или ранее.

— Аналитики «Эксперт РА» указали на зависимость банков от «иглы льготных кредитов», — без них выдачи ссуд в кризис были бы значительно меньше. Как вы считаете, это проблема для рынка?

— Льготные кредиты или программы поддержки в большей степени повлияли в прошлом году на крупнейшие банки, где происходило активное перераспределение клиентской базы по продуктам на льготных условиях. Мы это видели, но не попадали в существенной степени в это перераспределение, а работали с нашими действующими клиентами, осуществляя им поддержку.

Поэтому не могу сказать, что для нас это является проблемой. Мы как работали с дифференцированным клиентским и продуктовым портфелем, так и продолжаем работать в этом направлении.

Такая работа принесла свои плоды. В 2020 год Банк «Санкт-Петербург»в г.Новосибирскевошел с одним объемом бизнеса, а вышел–с объемом вдвое большим. Рост произошел как по физическим, так и юридическим лицам. Так, например, у насна конец 2020 года уже было 4 тыс. активных клиентов-физлиц, а начинали этот год мы практически с нулевых значений. Филиалы банков стремятся к этому несколько лет, мы же достигли таких показателей за год.

— Маржинальность основной банковской деятельности — кредитования — снижается. Какие возможности для роста прибыли банков вы видите?

— В первую очередь, это пересмотр затратной составляющей. Сейчас банки скрупулезно смотрят на затраты и оптимизируют свои бизнес-процессы. В классическом стиле банковская система уже не востребована, то есть раньше банк представлялся как некое единое целое: огромное здание со всей инфраструктурой, множеством различных подразделений и т.д. Сейчас в этом уже нет необходимости, посещения офиса не настолько востребованы, как раньше. Например, мы через дистанционные каналы и онлайн пытаемся дотянуться до тех регионов, где не представлены физически и нам это удается: помимо домашнего региона, банк активно работает с клиентами на Дальнем Востоке, в Якутии, в Восточной Сибири. В части физических лиц у нас также есть много реализованных зарплатных проектов в городах, где нет отделений ПАО «Банк «Санкт-Петербург».

Второй важный момент — это качественный сервис. Несмотря на роботизацию, у бизнеса и частных клиентов остается востребованной потребность в человеческом общении. Многие люди не хотят общаться с роботом, им нужен компетентный сотрудник банка, чтобы получить понятную, быструю и развернутую консультацию. Мы выбрали именно этот путь развития — качество, сервис, клиентоориентированность.

Также важно иметь широкую линейку продуктов. Сегодня банк — это не только продажа кредитов, вклады или расчетные счета, это гораздо больше различных продуктов.

И, наконец, последующий шаг — создание экосистем. Но мы покаприсматриваемся и надо понять, насколько это востребовано бизнесом и гражданами.

— Банк России считает необходимым ввести регулирование для снижения риска создания монополии на рынке банковских экосистем. Что стоит предпринять в этом направлении?

— Регулятор отлично понимает плюсы и минусы монополизации и выстраивает управление так, чтобы система не ограничивалась пятеркой-десяткой крупнейших банков. В последнее время мы все являемся очевидцами жарких дискуссии по отдельным вопросам между регулятором и крупнейшими игроками. Так, например, условия переводов по Системе быстрых платежей для всех банков на входе одинаковы, но для клиентов на выходе уже значительно отличаются от банка к банку.

Совершенно очевидно, что крупные банки даже в этой части начинают устанавливать свои менее рыночные условия. И регулятор это прекрасно понимает, реагируя заблаговременно на первые тенденции по созданию и глобализации услуг и сервисов на стороне банков. Здоровая конкуренция однозначно лучше для потребителя. И в этой части коммерческие банки выигрывают по условиям. В этих условиях мы понимаем, что, несмотря на значительную долю рынка, которую занимают кредитные учреждения из топ-10, у нас всегда есть возможности для роста.

— За счет чего удается создавать конкуренцию крупнейшим банкам?

— Расти можно за счет качественного сервиса, близости к клиенту, индивидуального подхода, повышенной ответственности, внедрения новых технологий, более продуманных схем взаимодействия, оперативности в принятии решений и т.д. Все это верно и актуально для нашего банка.Банк «Санкт-Петербург»обеспечивает высокий уровень сервиса и консалтинга. У нас диверсифицированная продуктовая линейка, гибкость — возможность индивидуального подхода к клиенту.

Для физических лиц также есть достаточное количество выгодных условийв части ипотеки и потребительского кредитования, вкладов. Действуют эффективные бонусные программы лояльности.Владельцы наших карт могут снимать деньги в любом банкомате в России, мира без комиссии. А некоторыепродукты ПАО «Банк «Санкт-Петербург» по безопасным расчетам между физическими лицами вообще являются эксклюзивными для локального рынка.

Банк «Санкт-Петербург» представляет собой один из крупнейших частных банков России. В кредитной организации обслуживается более 2 млн частных лиц и 50 тыс. компаний. В общей выручке банка корпоративный сегмент составляет 45%.

— Есть ли отличия Новосибирской области от других субъектов?

— Новосибирск — крупный транспортный и торговый хаб, научный, образовательный и медицинский центр. Основу составляют малый и средний бизнес, акцент на торговле. Это все является точками притяжения и развития нашего домашнего региона.

Если посмотреть на соседнюю Кемеровскую область, таминая картина, по-другому ведутся переговоры, структурируются и реализуются сделки, осуществляются договоренности. На Алтае бизнес рассредоточен по всему краю за исключением ряда крупных барнаульских компаний.

Каждый город или регион Сибири или Дальнего Востока чем-то отличается друг от друга, имеет свою специфику с точки зрения бизнес окружения.

— Как обстоят дела с платежной дисциплиной?

— Проблемы с невозвратными кредитами у нашего банка в Новосибирске практически нет. Есть просрочка в розничном кредитовании, но это всего лишь доли процентов от всего объема. Мы очень тщательно подходим к выбору наших партнеров и стараемся, даже если возникли сложности, искать и находить компромисс.

— Каких успехов удалось добиться банку на рынке проектного финансирования в Новосибирске?

— Банк «Санкт-Петербург» — лидер на рынке проектного финансирования в Северо-западной части России. На новосибирском рынке мы пока присматриваемся к основным игрокам, заходим через аккредитацию застройщиков, через вторичный рынок недвижимости. Мы обязательно войдем в это направление, но немного позже.

— Какие задачи для филиала в Новосибирске вы видите?

— Банк зашел на рынок Новосибирска в формате представительства в 2016 году и сформировал существенный, стабильный и высоконадежный портфель сделок к моменту открытия филиала. На этой базе мы сейчас очень активно формируем полноценный диверсифицированный бизнес по всем направлениям, прирастая ежемесячно. По объему бизнеса мы уже входим в десятку крупнейших филиалов домашнего региона. Задачей корпоративного сегмента на будущее является рост в несколько раз и вхождение уже в тройку лидеров, по аналогии с домашним Северо-западным регионом. Это амбициозная задача. По рознице нам необходимо увеличить число активных клиентов в пять раз.

К концу прошлого года мы активно начали заходить в средний и малый сегменты. Вводим новые продукты, ежемесячно прирастаем на десятки новых активно-работающих компаний.