Железнодорожный тоннель на одном из самых грузонапряженных участков Западно-Сибирской магистрали протяженностью 1158 м сдан в постоянную эксплуатацию.
Тоннель на участке Артышта — Томусинская на перегоне Курегеш — Карлык соединяет углепогрузочные станции Кузбасса со станцией Междуреченск в обход Новокузнецка. Далее поезда выходят на Транссибирскую магистраль и следуют в порты Дальнего Востока.
Новое сооружение дает возможность увеличить скорость грузовых поездов на перегоне до 80 км/ч. Это позволит быстрее доставлять уголь российским и зарубежным потребителям.
Инвестиции ОАО «РЖД» в реализацию проекта тоннеля составили более 7 млрд руб.
В старом тоннеле, построенном в 1967 году, действовало постоянное ограничение скорости. Причина — деформация обратного свода под путями из-за потери прочности горной породы. Проведенные обследования показали низкую эксплуатационную надежность сооружения, в конструкциях которого интенсивно развивались дефекты. В 2011 году руководство ОАО «РЖД» приняло решение о строительстве нового тоннеля. Работы в самом узком месте хребта Осиновая Гора начались в сентябре 2012 года.
«Тоннель на этом участке — важнейший объект инфраструктуры, который потребовал особого инженерного подхода с точки зрения организации работы, безопасности и пропускной способности, — отметил на церемонии ввода в эксплуатацию объекта начальник Западно-Сибирской дороги Александр Грицай. — Строительство тоннеля — один из основных этапов развития Восточного полигона и направления Артышта — Междуреченск — Тайшет. Его ввод позволит в значительной степени обеспечить возрастающие объемы вывоза угля, предъявляемого к перевозке нашими партнерами — грузоотправителями Кузбасса».
Во временную эксплуатацию тоннель в межгорной котловине отрогов Салаирского кряжа был сдан чуть более года назад — 26 сентября 2017 года. Тогда же движение поездов было переключено с действующего искусственного сооружения на новое. Год в тестовом режиме показал, что все системы и устройства работают надежно.
По заключению специалистов, при грамотном текущем содержании тоннель способен прослужить не менее 100 лет.
«Полностью модернизирована путевая инфраструктура на прилегающих к тоннелю станциях Карлык и Курегеш. На остановочном пункте 106 км для высадки и посадки пассажиров пригородных поездов построена новая платформа», — рассказал заместитель начальника Западно-Сибирской железной дороги по Кузбасскому территориальному управлению Сергей Макаренко.
Ввод в постоянную эксплуатацию нового тоннеля дает возможность в перспективе реконструировать старое сооружение, которое в настоящее время законсервировано, и тогда участок Артышта — Томусинская станет двухпутным.
Как сообщил Александр Грицай, проектные работы по модернизации старого тоннеля начнутся уже в следующем году.
Превращение однопутного перегона в двухпутный значительно разгрузит восточное направление для угольных предприятий АО «СУЭК-Кузбасс», АО «ОУК «Южкузбасс-уголь», АО ХК «СДС-Уголь», АО «УК «Кузбассразрезуголь». В плюсе окажутся как железнодорожники, так и угольщики региона, ведь по предоставленным грузоотправителями данным объемы погрузки угля в Кузбассе до 2025 года должны вырасти до 430 млн тонн — это на 40% больше уровня 2017 года.