Шелковый путь в Новосибирске: итоги V Сибирского экономического форума
Новости партнеров, Новосибирск,
0
Партнер статьи:

Шелковый путь в Новосибирске: итоги V Сибирского экономического форума

Стал историей V Сибирский экономический форум — крупнейшее событие в сфере ВЭД с Азией на территории ЕАЭС, направленное на поддержку малого и среднего бизнеса
Все фото: Новосибирск Экспоцентр

В пятый раз форум собрал в МВК «Новосибирск Экспоцентр» ведущих экспертов по внешнеэкономической деятельности и азиатским рынкам, руководителей российско-азиатских ассоциаций, владельцев крупных компаний. Они обсудили перспективы экспорта, импорта и стратегии продвижения на азиатских рынках.

Сибирский экономический форум (СЭФ) является ключевым событием для Новосибирска и всей Сибири. Из всех российских мероприятий только на здесь есть биржа контактов — уникальная площадка прямых переговоров азиатских предпринимателей и российских производителей.

«Начать сотрудничество с китайской компанией несложно. Но это не значит, что нам можно просто позвонить или написать на e-mail. Нам нужно познакомиться с партнерами, посмотреть и попробовать товары. Поэтому мы и приехали на Сибирский экономический форум», — рассказал Джанг Хайиз из Hangzhouyuerong biotechnology.

Азиатская делегация на СЭФ-2018 была самой большой за все годы проведения форума: почти полсотни бизнесменов из Китая, Вьетнама и Таиланда приехали в Новосибирск за российской продукцией, в основном, за продуктами питания и товарами для здоровья. Например, представитель известного бренда тайской лапши и снеков FashionFood Рунро Сатхиракул на форуме находит поставщиков высококачественной муки.

Большинство крупных закупочных компаний из Китая впервые были представлены на СЭФе. И это лучшее подтверждение тому, что в Азии растет спрос на российскую продукцию. Отмечен интерес китайских компаний к пантам, чаге, БАДам, а также зубной пасте, кремам для рук, сладостям, снекам, пиву, напиткам, мороженому.

Самыми востребованными оказались продукты «с изюминкой», которых нет в Китае. Например, зубная паста на основе пантового экстракта или гранулированное мороженое. Сразу несколько компаний из Китая захотели построить фабрику по производству такого мороженого у себя в стране.


Подробнее на РБК: Интервью: Сибири нужен свой региональный бренд

Экспортеры и провайдеры

Азиатская делегация встречалась с российскими производителями не только на бирже контактов, но и на выставочных стендах. В этом году выставка была поделена на две части: зону экспортеров и зону провайдеров, в которой, наряду с остальными, был представлен организатор СЭФа, крупнейшая компания по агентированию внешнеэкономической деятельностиза Уралом АО «ВЭД Агент»

Руководитель управления развития «ВЭД» «Экспобанка» Елена Толкачева, рассказала о том, как в современных условиях использовать потенциал иностранных экспортных агентств для решения задач российских импортеров.

Если зону провайдеров посещали, в основном, российские участники форума, то зона производителей собрала у стендов практически всю азиатскую делегацию. Закупщики пробовали продукцию, давали советы, как ее адаптировать для азиатского стран.

Оценка СЭФ-2018

Представители китайских закупочных компаний позитивно оценили СЭФ-2018. Так, заместитель председателя Гуандунской ассоциации импортных продуктов Цзян Дин отметил, что такие события, как СЭФ, наравне с политикой Китая в области поощрения импорта и снижения таможенных пошлин, способствуют развитию российского экспорта в его страну.

По словам Цзян Дина, уже более 80% китайских семей с удовольствием покупают импортные продукты, и в дальнейшем эта цифра будет только расти.

Его коллега Тан Вэньи, также представлявшая специализирующуюся на импортных продуктах питания ассоциацию Food2China рассказала, что китайские закупщики обращают внимание на качество, состав, сроки годности и на то, соответствует ли продукт стандартам Китая. 

Лайфхаки для работы на азиатских рынках

На конференции спикеры рассказывали о методах переговоров с азиатскими партнерами, делились лайфхаками, учили тому, как выйти на азиатские рынки, выжить и закрепиться на них.

Интерес вызвало выступление американского специалиста по межкультурным коммуникациям Пола Кэрола, который представил shot point влияния на китайских партнеров во время переговоров, акцентировав внимание аудитории на различиях китайской и российской ментальности.

На таможенно-логистическом и финансовом модулях форума в режиме панельной дискуссии эксперты международного уровня обсудили особенности трансграничных платежей и санкционных рисков, переход к расчетам в национальных валютах и другие нюансы.

Общим знаменателем модулей «Экспорт» и «Импорт» оказалась их практическая составляющая. Эксперты форума основывали свои выступления на реальных кейсах и собственном опыте. 

Ключевым форматом для импортеров стала форсайт-сессия «Как не умереть в постоянно изменяющихся условиях рынка: что ждет импортеров через 10 лет?». Ведомые опытными фасилитаторами, участники сессии составили форсайт-карту, на которую занесли основные трудности импортеров и их решения, тренды и перспективы.

На сессии Российского экспортного центра директор по развитию электронной торговли Алексей Мурзенок и руководитель обособленного подразделения в Новосибирске Елена Брагова рассказали об инструментах господдержки экспортеров, которую они бесплатно могут получить в РЭЦ.

Кроме того, Алексей Мурзенок разобрал основные тренды российского экспорта в Китай. По его словам, нарастающую роль в нем будут играть электронные площадки — такие как Tmall.сom.

В качестве кейса успешного экспорта представитель РЭЦ привел историю томских конфет «Крокант», входящих в топ-3 товаров, покупаемых на Tmall.сom. Только этот маркетплейс продает «Кроканта» на $8 млн. в месяц. Томские производители случайно «попали» в китайскую традицию (в Поднебесной конфеты в фиолетовой упаковке раскидывают на свадьбах) и в китайские вкусовые предпочтения.

Итоги СЭФ-2018

С 2014 года СЭФ становится «трамплином» для выхода на импортные и экспортные рынки: благодаря ему были подготовлены десятки контрактов и соглашений междуроссийскими и азиатскими компаниями. Как подчеркнул заместитель начальника департамента промышленности, науки и предпринимательства мэрии Новосибирска Максим Леоненко, «благодаря СЭФу российские компании увеличивают свой товарооборот как по экспорту продукции в страны Азии, так и по импорту продуктов, которые до этого не были представлены на российском рынке».

Подробнее на РБК: СЭФ: Новосибирск становится для Азии окном в Россию

Александр Дегтярев, главный организатор, управляющий АО «ВЭД Агент»:

— С точки зрения экспортеров СЭФ наглядно показывает — одного желания выходить на рынки стран Азии недостаточно. К этому нужно тщательно готовиться. Начиная с восприятия ментальности, культуры, и заканчивая упаковкой товара. Но, как утверждает китайская пословица, путь в тысячи ли начинается с первого шага. И его можно сделать на Сибирском экономическом форуме.

Для импортеров наступили и будут длиться нелегкие времена. И к этому нужно готовиться, нужно вовремя реагировать на грядущие изменения, чтобы остаться и развиваться на российском рынке.

Российский экспорт в азиатские страны пока еще значительно отстает от импорта. Однако поставки товаров в Китай постоянно растут. По итогам 2017 года товарооборот РФ и КНР составил $87 млрд, и несырьевая часть в общем объеме превысила $11 млрд. В том числе и благодаря СЭФу, выполняющему важнейшую задачу ― претворение в жизнь президентской стратегии развития несырьевого экспорта. И 2018-й год стал самым продуктивным в истории форума.

На правах рекламы