
— Какие факторы оказывают наибольшее влияние на рынок труда Новосибирской области?
— Они связаны с демографическими причинами 90-х годов. И сейчас, и в ближайшем будущем это будет ограничивать приток новых специалистов. Работодателям нужно адаптироваться и смещать фокус с поиска новых сотрудников на удержание и развитие имеющихся специалистов.
Регион повторяет общероссийские тенденции. Сейчас в стране сохраняется исторические низкие показатели безработицы. Число вакансий растет, а кандидатов не хватает.
По последним данным Росстата, уровень безработицы в России в январе текущего года составляет 2,2%. Численность молодежи (20-34 лет) стала на 26% меньше, чем 10 лет назад. За этот же период на 7% снизился уровень участия молодежи в рабочей силе. По оценке Минтруда, к 2030 году экономике может не хватать около 3,5 млн человек.
— Насколько хорошо новосибирский рынок адаптировался к дефициту кадров?
— Здесь тренды также схожи с общероссийскими. В последние годы работодатели активно повышали предлагаемую оплату труда. Однако сейчас темпы зарплатной гонки замедляются. В Новосибирской области они значительно снизились: по итогу первого квартала этого года рост зарплат составил 7%, а за аналогичный период прошлого года — 20%.
Если говорить о самых дефицитных профессиях в регионе, то это профессии в сфере строительства промышленных и инфраструктурных объектов, а также доставки, грузоперевозок и логистики. В лидеры по числу предложений работы входят: розничная и оптовая торговля, пищевая промышленность. Перечень сфер — строительство, логистика, продажи, где нехватка кадров ощущается сильнее всего, примерно одинаков по стране, и остается таким ни один год.
В разрезе отдельных специальностей в Новосибирской области чаще всего ищут монтажников, водителей грузового транспорта, комплектовщиков, бетонщиков, курьеров, поваров, разнорабочих. Среди офисных специалистов по спросу работодателей лидируют менеджеры по продажам и менеджеры по работе с клиентами.
— Что делают компании, чтобы повысить интерес соискателей?
— Развитие методов мотивации призвано не только заинтересовать соискателей, но и удержать действующий коллектив. Корпоративные бонусные программы становятся все разнообразнее. Работодатели предлагают бесплатное питание, служебный транспорт, скидки в компании, ипотечную поддержку, путевки на детский отдых.
По данным «Авито Работы», в первом квартале этого года в Новосибирской области число вакансий с упоминанием медицинского страхования увеличилось на 61% в годовом сопоставлении, а предложения со скидками на продукцию и услуги компании и партнеров — на 40%.
За этот же период количество вакансий с гибким графиком выросло на 72%. На 33% чаще новосибирские работодатели стали предлагать подработку.
Работодатели внедряют новые форматы занятости и гибкие графики работы, которые интересны людям. Привлечение временных исполнителей помогает компаниям эффективнее закрывать потребности в кадрах, а для людей расширяет возможности для получения дополнительного дохода и планирования рабочего времени. К тому же работодатели расширяют границы: сейчас более чем на треть выросло число вакансий и для пенсионеров, и для студентов.

В рамках этого тренда в марте компания «Авито» объявила о запуске сервиса дополнительной временной занятости «Авито Подработка». Сервис сейчас доступен в Ростове-на-Дону, Краснодаре и Нижнем Новгороде, но постепенно распространяется по России. «Авито Подработка» позволяет заказчикам быстро закрывать срочные задачи, а исполнителям — возможность выйти на удобную для себя подработку без каких-либо собеседований и получить выплату в течение суток после подтверждения завершения смены.
— Насколько важен сейчас бренд работодателя?
— Формирование привлекательного HR-бренда — один из важнейших моментов для привлечения и удержания перспективных специалистов. Репутацию работодателя, как надежной компании, в которой престижно и комфортно работать, необходимо поддерживать как для внутренней аудитории, так и для потенциальных кандидатов.
При поиске работы соискатели в том числе оценивают и корпоративные ценности. В описании вакансии стоит открыто говорить о том, что важно работодателю. Например, для PR-агентства это может быть креативность, для курьерской службы — активная жизненная позиция, для агентства недвижимости — клиентоориентированность.
— Как часто соискатели изучают отзывы о работодателях?
— Отзывы имеют большое значение. Мы всегда советуем соискателям их изучать. Например, «Авито Работа» собирает отклики тех кандидатов, кто нашел работу с помощью платформы. Люди могут оценивать компанию по пяти критериям: соответствие зарплаты указанной в вакансии, бывают ли задержки по выплатам, оплачиваются ли переработки, есть ли система штрафов или какие-то взносы. Найти эти отзывы можно в карточке вакансии по бейджу «Есть мнения о работодателе».
— Каким еще критериям, кроме зарплаты и переработок, уделяют внимание кандидаты?
— Если опустить главный критерий в виде уровня зарплаты, все чаще кандидаты обращают внимание на гибкие условия труда, возможности обучения и карьерного роста, на стабильность и надежность компании и поддержку, которую предлагают сотрудникам.
Сейчас, в ответ на меняющиеся запросы соискателей, компании уже предлагают новые форматы занятости, расширяют корпоративные бонусные программы, развивают HR-бренд и корпоративную культуру.
По данным февральского опроса «Авито Работы», при выборе текущего места работы для жителей Сибири ключевым фактором оказался уровень дохода.
- 47% респондентов указали на значимость заработной платы, премий и бонусов.
- В 43% случаев участники опроса высказались о важности графика работы (удаленный, гибридный или гибкий).
- Для 35% респондентов важна стабильность компании, уверенность в надежности работодателя.
Если говорить по возрастным категориям, то зумеров больше интересует миссия компании и ценности. Они не готовы целиком и полностью посвящать свою жизнь только для работы. Более взрослое поколение подразумевает под работой нечто большее, развитие, самореализацию, а не просто способ заработка для существования. Также разные поколения по разному коммуницируют с потенциальными работодателями.
— Как с развитием цифровизации поменялись соискательские привычки?
— Набирают популярность онлайн-собеседования, особенно среди молодежи. Соискатели объясняют это экономией времени на дорогу, возможностью общения в комфортной, менее стрессовой обстановке и гибкостью в выборе времени встречи.
Более половины соискателей до сих пор предпочитают очные собеседования. Таким соискателям важно установить личный контакт с рекрутером и работодателем, оценить офис и корпоративную культуру компании, провести собеседование в более профессиональной обстановке.
Если говорить о цифровых инструментах, то самыми популярными стали электронная почта, корпоративные мессенджеры, платформы для видеозвонков и прочее. Также в топ входят офисные программы и средства для совместной работы, электронный документооборот и управление файлами.
Интересно, что наиболее активными пользователями цифровых коммуникационных инструментов оказались работающие россияне в возрастных группах 45-54 и 55-64 лет. Среди молодежи — 18-24 лет — этот показатель значительно ниже.
— Какие инструменты помогают в отборе соискателей и получении обратной связи? Как эту сферу затронула цифровизация и ИИ?
— Цифровизация трансформирует рынок труда, внедряя передовые технологии, включая искусственный интеллект. Рекрутеры используют цифровые алгоритмы джоб-платформ для составления описания вакансий или автоматизированного отбора кандидатов. Для общения с соискателями применяются чат-боты, которые проводят онбординг новых сотрудников с помощью инструкций и подсказок (комплекс поэтапных действий со стороны руководства, которые помогают новому сотруднику адаптироваться к своему рабочему месту и влиться в рабочий процесс).
Сейчас площадки по поиску работы движутся в сторону того, чтобы как можно быстрее найти идеальный мэтч между соискателем и вакансией.
Автоматическим системам можно поручить рассылку приглашений на собеседование, тестирование соискателей с оценкой результатов, быстрые ответы на отклики кандидатов, оформление на работу без визита в офис через электронный кадровый документооборот. К преимуществам цифровых инструментов также относится упрощение сбора данных для анализа эффективности рекрутинга и контроля расходов на наем.
Все это значительно ускоряет процесс найма, особенно, в сегменте массовых профессий, а снижение временных затрат на обработку данных сказывается и на уменьшении финансовых расходов.
Для соискателей «умные алгоритмы» предоставляют персонализированные подборки вакансий, которые максимально соответствуют их опыту и навыкам, помогают оформить резюме, подсказывают нужную информацию. По нашим данным, чаще всего соискатели используют ИИ для создания или улучшения резюме и портфолио.
Например, с помощью нейросети на базе большой языковой модели (LLM*) на «Авито Работе» можно автоматически выделять свои ключевые навыки и достижения, делая резюме более информативным и привлекательным для работодателей всего за 30-40 секунд. Это собственная языковая модель «Авито» A-Vibe*.
— Что ожидаете от рынка в 2025 году?
— Снижения напряженности и гармонизации, продолжения его трансформации и перетока кадров из одних отраслей в другие. При этом работодатели и соискатели в одиночку здесь не справятся, так что поддержать наем и поиск работы нужно как со стороны государства и образования, так и с участием джоб-платформ.

Со своей стороны, «Авито Работа» способствует повышению эффективности взаимодействия между работодателями и соискателями за счет аналитики и обмена экспертизой, инструментов HR-маркетинга и технологий подбора. Мы сотрудничаем с Центрами занятости населения, организуем некоммерческие мероприятия и предоставляем статистику и аналитические данные о состоянии рынка труда. Эти меры в совокупности помогут смягчить дисбаланс и обеспечить более устойчивое развитие трудовой сферы в регионе.
*ЛЛМ
**А-Вайб