По данным цифровой платформы инвестиционных проектов, на конец 2024 года в России реализуется более 153 тыс. инвестпроектов на 363 трлн руб.
По объему инвестиций инфраструктурное и промышленное строительство занимает 73,1%, эти виды инвестпроектов большей частью предполагают масштаб по сумме вложений и долгий срок окупаемости, — средний инвестпроект в сфере промышленного или инфраструктурного строительства — это 6 млрд руб, что втрое выше, чем, например, в жилом строительстве.
Кризисы, новые вызовы, смена регуляторной парадигмы и сложности климата - те, кто инвестирует миллиарды в развитие инфраструктуры российских регионов добиваются высокой степени устойчивости проекта и стараются максимально нивелировать риски.
Удержание бюджета и сроков строительства объекта и снижение влияния негативных факторов — задача инвестора, которая день ото дня становится сложнее. И делегирование ответственности и части рисков инжиниринговому партнеру проекта одно из самых разумных решений в этой части.
Климат, природа и логистика
Россия велика: в Краснодарском крае страдают от жары, а на Колыме — от экстремально низких температур. Холод и жара, влажность, сложная геология требуют особых условий по материалам и оборудованию и нетиповых решений, а «сложная» география проекта удорожает логистику и может затянуть сроки поставки или спровоцировать острый дефицит кадров.
В масштабных проектах инвестору важно не только четко планировать и управлять рисками, но и подбирать работающую команду с нужным уровнем экспертизы и компетенций. «Роль инжиниринга в строительстве — повышать эффективность решений в проекте, минимизировать ошибки и снижать риски, — говорит Сергей Фролов, директор управления проектами ГК «Спектрум». — Работа в регионах с жесткими климатическими условиями повышает и так высокие требования к технологиям и качеству планирования. К тому же, проекты в таких местах — это чаще всего проблемы с логистикой, отсюда повышенная ответственность к подбору оборудования и материалов, которые можно использовать в регионе строительства и обеспечить доставку в требуемые для проекта сроки».
Сложные территории обостряют кадровый дефицит. «Инженеров мало, те кто есть, выбирают комфортные для себя локации, — продолжает Фролов. — Нам удается формировать межрегиональные команды за счет репутации холдинга и программы развития людей внутри компании. Это не единственная сложность — в регионах бывает сложно с подрядчиками, часто для успешной реализации приходится реально собирать команды со всей России».
Кейс аэропорта в Магадане
Аэропорт Магадана ввели в эксплуатацию в срок — в декабре 2024 года. Он относится к технически сложным объектам из-за высокой сейсмичности района и вечномерзлых грунтов, которые под зданием залегают неравномерно. «При анализе проектных решений, мы выделили два фактора, усложняющие проект и процесс эксплуатации здания в дальнейшем, и удлиняющие срок реализации, — рассказывает Сергей Фролов, управляющий директор ГК «Спектрум». — В Главгосэкспертизе был предложен и обоснован вариант замены этих решений, что позволило, в том числе, удержать параметры проекта в плановых показателях».
К традиционным для севера сложностям Сергей Фролов относит отсутствие качественной ресурсной базы по инертным материалам, что влечет особого подхода к планированию закупок и финансовому обеспечению проекта. В Магадане нет гарантированного сухопутного снабжения с материком и вся доставка идет морем. Зимой Охотское море в этом районе замерзает, поэтому доставка идет с ледокольной проводкой, в целом цена на стройматериалы с учетом логистики гораздо выше материковой части страны.
Для снижения рисков, например, «Спектруму» удалось заменить проектный керамический кирпич на СКЦ-блоки местного производства, а сборные ЖБИ на монолитное исполнение конструкций, что, исходя из условий этого проекта, позитивно повлияло и на бюджет и на сроки проекта.
Сложности экономики и ожидания инвесторов
Экономическая волатильность, рост ключевой ставки, санкции, рост себестоимости, — все это резко усложняет и так напряженную ситуацию с реализацией крупных инфраструктурных инвестпроектов в России.
«Большие проекты это всегда огромная ответственность за недостижение даты завершения, срыв сроков, — отмечает Сергей Фролов. — Ответственность инвестора в крупных инфраструктурных проектах это и политические риски, ответственность перед регионом: штрафы и неустойки, риски утраты прав на льготы или субсидии, прав на земельный участок, а также упущенная выгода и ответственность перед Банком, предоставившим проектное финансирование».
По данным ноябрьского мониторинга Российского союза промышленников и предпринимателей, за квартал у бизнеса выросла острота проблем из-за ухудшения условий транспортировки продукции, из-за нестабильности на валютном рынке и из-за роста цен на отечественную и импортную продукцию, — эти сложности указывают около четверти опрошенных предпринимателей.
-
Меняются ожидания инвесторов: вопрос сроков и бюджета встает более остро, а ошибки становятся более чувствительными, в особенности в период «дорогих денег» и неоднозначных прогнозов по горизонту восстановления экономической ситуации.
Растет и без того весомая роль банков, которые внимательнее оценивают риски исполнения подрядчиками обязательств, проектное финансирование становится менее доступным. «Банки также становятся требовательнее к инжиниринговому партнеру, его репутации и опыту, — продолжает Директор управления проектами ГК «Спектрум». — Мы видим примеры, когда банк настаивает на работе в проекте независимого от любой из сторон технического заказчика или включает такое условие в договор о выделении проектного финансирования».
Все чаще бизнес использует при реализации проектов механизмы господдержки, что также увеличивает спрос на качественный инжиниринг как фактор, снижающий риски.
«Мы живем и работаем в России, где изменения, сложности и кризисы сменяют друг друга последние тридцать лет, — продолжает Фролов. — В ситуациях ограничений и высоких процентных ставок работать сложнее, и инвесторы становятся более чувствительными и внимательными к опыту и профессиональным компетенциям привлекаемых инжиниринговых партнеров».
Профессиональный технический заказчик привносит в строительный проект инженерный подход и стройность в управлении процессами, цель которых — бессбойное продвижение проекта к итоговой ключевой дате за приемлемую стоимость с необходимым качеством. Инжиниринговая компания привносит в процессы свои рецепты успеха и критерии качества работы, наработанные на десятках проектов. У такой компании широкий кругозор и постоянно обновляющаяся база кейсов. В ГК «Спектрум» уверены, что кроме экспертности, профессионализма техзака важен опыт работы на проектах самого различного функционала и сегментов, в разных регионах, а также весомая база собственных ресурсов, скажем, в команде «Спектрума» более 1500 реализованных проектов в 11 сегментах и более 930 человек в штате.
Четыре фактора успеха инфраструктурного проекта от ГК «Спектрум»
Правильная схема контрактации. Хорошо работает единый контракт на выполнение всех видов работ (Design & Build), при параллельном пакетном строительстве важно, чтобы был ответственный за увязку всех процессов.
Отбор подрядчиков по качеству и квалификации. Важно оценить, справится ли подрядчик с объемом и сроками работ на этом проекте, есть ли у него релевантный успешный опыт, наличие инженерного и рабочего персонала, собственных проектировщиков в штате.
Организационная команда «Инвестор-техзаказчик». Функционал Техзаказчика должен быть сформирован с учетом квалификации отобранных подрядчиков, например, если в команде Инвестора или Подрядчика есть слабые места — в команде Техзаказчика должны появиться люди, чтобы их «закрыть».
Настроенная система управления проектом. Она должна включать четкий перечень контролируемых факторов и схему управления по этапам, когда фиксируются все просрочки проекта по каждому этапу.
-
Сергей Фролов полагает, что в перспективе тренд на рост спроса на качественный инжиниринг только вырастет, так как любой масштабный проект в современной экономике требует экспертного строительного менеджмента. «Такая ситуация позитивна для инвестора — она качественно улучшает рынок: с него уходят случайные игроки и однодневки, а профессиональные команды становятся более чуткими к потребностям Заказчика и борются за эффективность и качество оказываемых услуг», - констатирует эксперт.