В феврале Владимир Путин поставил задачу повысить авиационную мобильность россиян — к 2030 году интенсивность авиасообщения в России должна вырасти в полтора раза. На конец прошлого года этот показатель составил 0,72 полета на человека в год. Одним из векторов достижения поставленной задачи является развитие аэропортовой инфраструктуры за счет реконструкции и нового строительства. До 2030 года запланировано провести модернизацию инфраструктуры не менее 75 аэропортов. В зависимости от пассажиропотока мероприятия по реконструкции и строительству 28 аэродромов предлагается реализовать через механизмы ГЧП с софинансированием из средств федерального бюджета.
За последние годы в России открылись десятки новых аэровокзалов. В среду, 20 ноября, открыли новый аэровокзальный комплекс «Байкал».
Проект значим для Улан-Удэ — пассажиропоток и востребованность Бурятии, как туристической зоны, растет, и новый аэропорт поможет не только привлечь больше туристов из России. Сейчас из аэропорта «Байкал» выполняются авиарейсы в Монголию, в перспективе — возобновление полетов в Китай, отмечал глава Бурятии Алексей Цыденов.
По итогам девяти месяцев 2024 года аэропорт «Байкал» обслужил 582,7 тыс. пассажиров, с ростом в 4% к прошлому году. Сильнее всего за год вырос пассажиропоток на Иркутск и Красноярск, в число самых популярных направлений вошли Москва и Новосибирск.
Работы по строительству нового аэровокзала стартовали в 2022 году. Высота комплекса — 17 м, общая площадь — 6,6 тыс. кв.м., планируемая пропускная способность внутренних рейсов на вылет и прилет — до 700 тыс. пассажиров в год, или 600 пассажиров в час. У нового здания расширили привокзальную площадь и построили объекты вспомогательной инфраструктуры: трансформаторную подстанцию, очистные сооружения и резервуары противопожарного тушения.
-
Инвестиции в создание аэровокзального комплекса «Байкал» составили 3,6 млрд руб. Заказчик и инвестор проекта — холдинг «Новапорт», объект построила Группа компаний «Спектрум». Проект аэровокзального комплекса «Байкал» реализовывался в сложных экономических и климатических условиях.
Проект Улан-Удэ удачно «проскочил» период резкого взлета ключевой ставки: все основные строительные пакеты были законтрактованы до лета 2024 года, строительные и отделочные материалы закупались у российских поставщиков.
«Правильная организация и координация подрядчиков на стройке постигается многолетним опытом и большим количеством времени на настройку индивидуальной работы с каждым подрядчиком. — продолжает Мутовкин. — Важно быть гибкими и подстраиваться под местные устои и правила, однако неизменными остаются наивысшие требования к достижению результата, применение инновационных технологий и строительство людьми и для людей»
Сложности аэропортов
Аэропорт — уникальное и особо опасное сооружение, все должно соответствовать нормативной документации, а детали проектных решений внимательно изучаются Главгосэкспертизой, добавляют в «Спектруме».
Много внимания требуют новации законодательства, есть сложности в обосновании сметных расчетов.
«Сейчас сметы не отражают реальную рыночную стоимость материалов и, в особенности, работ: за последние годы изменились уровни вознаграждения в строительстве, особенно, если есть высокоуровневая отделка, сложности с логистикой, уникальным оборудованием, — продолжает Иванов. — Сметы должны пройти экспертизу, значит, нужно сначала понять предельную стоимость будущего строительства, разработать проект, сделать сметный расчет, итерационный конъюнктурный анализ, предоставить полное обоснование расчета государственным экспертам, и чем выше волатильность, тем эта задача сложнее».
ЕРСМ-подход
В последнее время при строительстве крупных инфраструктурных объектов в России все чаще применяют ЕРСМ-подход. В «Спектруме» его считают прогрессивным и выгодным для инвестора-заказчика.
ЕРСМ — английская аббревиатура Engineering Procurement Construction Management. В такой модели работы заказчик на первом этапе выбирает единого исполнителя, представившего лучшее технологическое, техническое и коммерческое решение, а на втором этапе готового выполнить проектирование по утвержденной технологии и в дальнейшем реализовать строительство в полном объеме. Наличие комплексного исполнителя, партнера снижает объемы рисков, таких, как временные потери инвестора на поиск новых партнеров. Также это минимизирует финансовые потери за счет погруженности в специфику проекта инвестора (проработка наиболее эффективных решений, выбор методов реализации в соответствии с принятой стратегией инвестора и в рамках его ожиданий по качеству), а также риски инвестора за счет делегирования части из них комплексному исполнителю.
-
То, что «Спектрум» начал строить, является результатом долгосрочной стратегии развития компании. В 2019 году «Спектрум» приступил к строительству своего первого проекта — аэровокзального комплекса во Владикавказе, введенным в эксплуатацию в декабре 2022 года. Затем последовали проекты в Улан-Удэ (официально открыт 20 ноября 2024 года) и Мурманске (планируется завершение в 2025 году).
«Комплексный исполнитель должен пользоваться доверием всех участников проекта: инвестора, а также банков, предоставляющих проектное финансирование. Банки в последние годы при открытии кредитной линии уделяют особое внимание профессионализму, устойчивости и репутации технического заказчика и подрядчиков. Такому исполнителю должны доверять субподрядчики и поставщики. — комментирует Владимир Иванов. — Мы заслужили это доверие последовательным многолетним профессиональным подходом к выполнению любых обязанностей в наших проектах. Старались не подводить. Именно это позволяет нам сегодня выступать в роли комплексного исполнителя».
«Спектрум» изначально формировался как технический заказчик, проектирование стало частью его деятельности лишь в 2001 году, а консалтинговое направление появилось в 2004 году. Сейчас в группе компаний «Спектрум» девять бизнес-направлений с собственными продуктовыми линейками.
«Мы делаем акцент на междисциплинарности и многофункциональности, поскольку наличие экспертов по проектированию, консультированию и другим направлениям позволяет эффективнее выполнять задачи технического заказчика. Эти направления дополняют друг друга» — комментирует Фролов.
Инвестором аэровокзала в Улан-Удэ является «Новапорт-Холдинг», для которого «Спектрум» работает много лет. «То, что «Новапорт» доверил нам строительство уже второго аэропорта, говорит о том, что мы, создаем для него ту ценность, которая необходима, — отмечает Владимир Иванов. — Уверен, что залог и основное правило успеха — включенность команды инвестора в принятие решений, и в нашем сотрудничестве это всегда присутствует»
Еще одно важное направление работы — взаимодействие с властями региона. То, что аэропорт был построен точно в срок, стало возможным в том числе благодаря вниманию и постоянной поддержке, открытости в обсуждении ключевых вопросов строительства со стороны власти региона и города, помощи во всех согласованиях, уверены в ГК «Спектрум».
Ценные люди
Кадровый голод в строительной отрасли становится все более ощутимой проблемой. С каждым годом растет спрос на квалифицированные кадры, особенно на инженеров, архитекторов и представителей рабочих специальностей.
«Испытываем ли мы проблемы с формированием наших команд, поиском профессиональных исполнителей? Конечно, испытываем, — делится Владимир Иванов. — Но справляемся чуть лучше, чем многие компании в отрасли. Мы серьезно работаем с людьми: в компании создан корпоративный университет, мы обучаем вновь пришедших коллег, передаем им знания, вовлекаем в принятие решения. Корпоративная информационная система позволяет командам на удаленных площадках круглосуточно чувствовать себя в контакте с «большой землей». Да, мы осознанно работаем над тем, чтобы люди приходили к нам работать надолго».
Благодаря такой выбранной стратегии «Спектрум» является работодателем с хорошей репутацией на рынке В построении команды всегда есть несколько составляющих, рассказывают в компании. Первая часть — летучий отряд, который передислоцируется из региона в регион по мере завершения предыдущих проектов. «Спектрум» поработал за свою историю в 85 городах и регионах России.
«Всегда после завершения проекта есть сильные ребята, которые хотят продолжить работать с компанией, а мы — с ними, — говорит Сергей Фролов, директор управления проектами ГК «Спектрум». — Поэтому при появлении нового проекта мы знаем, кому можно доверить новую задачу». Часть команды всегда приезжает на площадку из центрального офиса или из других регионов, а остальную часть команды формируют на месте, ищут сильных людей, компания помгает им освоить правила, технологии.
«Еще одно условие успеха строительства — сильные субподрядчики, которые с тобой сыграны, знают твои требования, — продолжает Фролов. — Опыт дает представление, что, например, на месте можно найти бригады бетонщиков, а для работы по фасадам лучше привлечь специализированного подрядчика с федеральным уровнем экспертизы. Многое зависит от региона, от того, были ли в последнее время здесь проекты высокого уровня отделки, со сложной архитектурой или конструктивом. Если нет — привозим бригады из других регионов или формируем собственную часть команды, это тоже возможно. Ну и всегда есть элемент управления именно реальной ситуацией, и все это вместе позволяет нам удерживать сроки и бюджет проекта в заданных рамках».
Аэропорт как драйвер развития
«Аэропорты становятся экономическим драйвером развития регионов», — уверен Владимир Иванов. В регионах формируются и растут туристические и транзитные потоки, появляются стимулы для развития прилегающих территорий и новых производств, предприятий, развития предпринимательства.
«В целом мы видим, что за развитием инфраструктуры логично идет развитие турпотока: тот пассажиропоток, который предусматривался в планах при проектировании, сегодня уже превышен на реализованных проектах», — резюмирует Сергей Фролов.
Группа компаний «Спектрум» — ведущая российская многопрофильная инжиниринговая компания, лидер в области цифрового проектирования и строительства. С 2016 года — один из BIM-лидеров России по версии Autodesk. ГК «Спектрум» обладает значительной экспертизой в проектировании и строительстве аэропортов. Компания — генпроектировщик, техзаказчик и генподрядчик проекта реконструкции многих аэропортов России, например, Толмачево в Новосибирске, аэропорты Кемерово, Нового Уренгоя, Ижевска, Красноярска, Тюмени, Минеральных вод, Геленджика, Владикавказа и др.