— В февраля Банк России сохранил ключевую ставку в 16%. Как вы оцениваете возможности фондирования бизнеса сегодня? Насколько они доступны при текущей ключевой ставке?
— В стратегии развития финансового рынка до 2030 года Банк России декларирует расширение и диверсификацию каналов фондирования бизнеса. За счет разнообразия инструментов, альтернативных банковскому кредитованию, повышается устойчивость финансовой системы, усиливается конкуренция, и как следствие — ставка финансирования становится более справедливой, а заемные средства — доступней.
Конечно, высокая ключевая ставка ведет к удорожанию стоимости средств в любых источниках. До конца 2023 года часть компаний — субъектов МСП — могли сократить эту стоимость с помощью программы субсидирования малого и среднего бизнеса по выпускам облигаций. У таких эмитентов была возможность возместить часть затрат на услуги организатора и присвоение кредитного рейтинга. Также компании могли получить компенсацию по фактически выплаченным купонам в размере до 2/3 от ставки рефинансирования. Это положительно влияло на привлекательность такого инструмента, как биржевые облигации. Мы ожидаем, что эта программа будет возобновлена в ближайшие месяцы. Но и без учета субсидий есть много активно растущих компаний, готовых обслуживать достаточно высокую ставку в обмен на доступ к инвестициям.
— Какие проверки сегодня предстоит пройти эмитенту для допуска на биржу?
— Как правило, на первом этапе организатор размещения детально анализирует потенциального эмитента на соответствие ряду корпоративных и финансовых критериев. Далее компания проходит проверку и собеседование уже на уровне биржи.
Важную роль играет процедура рейтингования — аккредитованные агентства дают оценку кредитоспособности бизнеса, что в конечном итоге влияет на многие аспекты: непосредственно стоимость привлечения средств и структуру выпуска, попадание компании в определенные секторы ценных бумаг, восприятие инвесторами эмитента и др.
Таким образом, компания проходит многоступенчатую проверку, прежде чем ее бумаги будут допущены к торгам.
— Как бы вы охарактеризовали спрос инвесторов на облигации компаний из сегмента МСП в 2023 году?
— Облигации растущих компаний всегда были интересны преимущественно частным инвесторам, которые управляют и рискуют собственными средствами.
Правила игры на этом рынке: если компания хочет привлечь инвестиции, ей надо начать говорить с инвесторами напрямую: отвечать на неудобные вопросы, не рекламировать себя, а предметно рассказывать о бизнесе и своей деятельности. Важен честный диалог. Если его получится выстроить, то при условии адекватного предложения в части параметров выпуска спрос будет обеспечен.
— С чем связан такой рост интереса частных инвесторов?
— Интерес населения к ценным бумагам начал расти уже давно. В целом он зависит от комплекса факторов: степени неопределенности в экономике, уровня ключевой ставки, привлекательности других инвестиционных инструментов, в том числе банковских депозитов и др.
В 2021 году, когда ставка ЦБ была на уровне 4-4,5%, банковские вклады давали доходность примерно на этом же уровне, а купоны по облигациям достигали 8%. Это практически в 2 раза больше, что не могло не вызывать интереса среди инвесторов.
События 2022 года и последовавшие за ними потрясения в экономике привели к резкому оттоку средств с фондового рынка. Однако в прошлом году ситуация постепенно начала меняться, и основным драйвером роста спроса на ценные бумаги в году стало снижение ставок по банковским депозитам. Инвесторы стали искать альтернативные возможности, и фондовый рынок эти возможности давал.
Помимо прочего, в целом снизилась степень неопределенности в экономике и ушли некоторые негативные факторы. Сам рынок активно развивается и становится прозрачнее: c увеличением количества инвесторов появляются профессиональные объединения, механизмы защиты их прав и интересов.
— Как вы оцениваете потенциал сибирского региона, инвестиционную привлекательность представителей реального сектора экономики?
— В нашем портфеле совершенно разные клиенты, среди которых оптовые компании, нефтетрейдеры, торговый и производственный бизнес, другие представители реального сектора экономики. При этом мы не ограничиваемся в географии — помимо Новосибирска, мы работаем с эмитентами из Москвы, Санкт-Петербурга, Магнитогорска, Краснодарского края.
В Сибири много интересных компаний. Мы сталкиваемся с тем, что мало кто знает об облигациях как о способе фондирования, поэтому одна из наших задач — популяризация этого инструмента.
Мы это делаем и находим поддержку со стороны регулятора, например, в рамках нашего участия в Экспертном совете при ГУ Банка России по Сибири. Взаимодействуем и с органами власти — региональными профильными министерствами, общественными организациями.
— Какова возможная роль облигационных размещений в реализации новых производственных проектов?
— Облигационные выпуски можно использовать для решения таких задач, однако эмитент должен иметь возможность взять на себя кредитный риск, который в случае непредвиденных обстоятельств не должен перекладываться на сам проект. Владельцы облигаций — это держатели долга, и им нужно быть уверенными в том, что компания сможет этот долг обслуживать.
Если финансово устойчивый эмитент планирует реализовать проект и привлечь на него финансирование, он может использовать облигации как инструмент, но при условии, что после размещения облигационного выпуска коэффициенты его финансовой устойчивости будут в пределах нормы.
Одним из таких коэффициентов является соотношение долга к EBITDA — если он больше 3,5, то это уже зона дискомфорта, а если превышает 4, то это исключительный случай, который должен быть чем-то обоснован (например, эмитент входит в группу компаний и совокупный денежный поток позволяет обслуживать долг). Условно не может компания, не имеющая достаточного капитала, разместить облигации и купить завод. Такого эмитента не пропустят ни организатор, ни биржа, и не примут инвесторы.
— Изменились ли средние сроки размещения облигационных выпусков?
— Организаторы выпусков находятся в узкой полосе — сверху на ставку купона оказывает давление эмитент, цель которого привлечь финансирование как можно дешевле, а снизу давит рынок, потому что в текущих условиях, когда ключевая ставка 16%, по 15% выпуск в третьем эшелоне разместить не получится. Наша профессиональная задача — найти адекватный уровень ставки, обосновать ее эмитенту и предложить рынку, чтобы размещение прошло максимально быстро.
Тем не менее, эксперты отмечают, что для эмитентов стали приемлемы длительные размещения, которые на профессиональном жаргоне называют «простынями». Если раньше это означало, что организаторы установили неадекватную ставку, то сейчас это становится нормой, и, скорее всего, при начале цикла снижения ключевой ставки или даже на ожиданиях снижения таких выпусков будет все больше и больше.
— Из каких элементов складывается успешный дебют компании на рынке облигаций? Какую роль сегодня играет кредитный рейтинг?
— Если взять розничного инвестора, то у него, в отличие от профессионального участника, тем более организатора размещения, информации об эмитенте немного. Более того, чтобы ее обработать, нужно обладать профессиональными навыками, в том числе — уметь интерпретировать финансовую отчетность.
Поэтому, когда на облигационном рынке появляется дебютант, обычные розничные инвесторы ориентируются на оценку профессионального рейтингового агентства. Сегодня размещаются компании с разным рейтингом — чем он лучше, тем с меньшей ставкой компания может выйти на рынок.
Если эмитент финансово устойчив, получил рейтинг, установил адекватную ставку и структуру выпуска, то успешный дебют практически гарантирован. Позитивным фактором будет наличие ковенант — дополнительных обязательств, которые компания на себя берет, чтобы защитить интересы инвесторов. Безусловно, большую роль играют премаркетинг и IR-сопровождение выпуска.
Помимо прочего, на скорость размещения влияет привлечение других организаторов и якорных инвесторов, таких как МСП Банк. Из такого комплекса элементов складывается успешный дебют компании на облигационном рынке.
— По вашим прогнозам, в 2024 году сегмент облигаций растущих компаний продолжит рост?
— Сегмент высокодоходных облигаций, в который мы включаем эмитентов с кредитным рейтингом BBB— и ниже, точно будет расти — особенно на фоне того, что ожидается снижение ставки и возобновление программы субсидирования. Если не случится форс-мажоров или черных лебедей, то я не вижу причин для того, чтобы рынок не вырос. По моим прогнозам, его объем увеличится в 1,5-2 раза, что коррелирует и с планами нашей компании по дальнейшему развитию.