Компетенция , Новосибирск ,  
0 

Неочевидные преимущества логистики на аутсорсе

Исполнительный директор ГК «Байкал-Сервис ТК» Владимир Толкачев
Исполнительный директор ГК «Байкал-Сервис ТК» Владимир Толкачев
В России уровень логистического аутсорсинга в последние годы неуклонно растет, при этом его потенциал все еще остается огромным

Для оценки потенциала логистического аутсорсинга достаточно сравнить ситуацию в Россию, где на его долю, по данным РБК Research, приходится 39%, и в США, где его доля порядка 81%, или в Европе (65%) и Китае (49%), чтобы получить наглядное представление о том, насколько серьезный резерв по повышению эффективности логистики лежит в этой сфере.

Неочевидные преимущества логистики на аутсорсе

Исполнительный директор ГК «Байкал-Сервис ТК» Владимир Толкачев рассказал в интервью РБК Новосибирск о том, как логистические решения позволяют отечественным производителям и продавцам серьезно экономить и избегать ненужных рисков.

— Владимир Александрович, на какие новые модели логистики вы бы посоветовали обратить внимание предпринимателям, планирующим выходить за пределы своего региона и активно масштабировать бизнес?

— Выход на новые рынки несет в себе немалые риски и требует больших инвестиций. Исходя из этого, на мой взгляд, наиболее выигрышной стратегией региональной экспансии могло быть как раз партнерство с транспортной компанией (3PL*-оператором), которой передаются на аутсорс функции складской логистики и доставки.

Передача функций складской логистики в новом городе партнеру (услуга ответственного хранения) поможет компании аккуратно протестировать новые «огороды» и масштабировать бизнес с минимальными рисками, оптимальными временными и денежными затратами.

При сравнении с альтернативным вариантом — развитием за счет построения филиальной сети — экономия получается впечатляющей, поскольку в этом случае компании не приходится арендовать офисы и склады, нанимать сотрудников. Ведь для открытия небольшого филиала в арендуемом помещении с одним сотрудником потребуется как минимум 150 тыс. руб ежемесячно. Тогда как тестирование нового рынка может обойтись в 10 тыс. руб или даже меньше, в зависимости от категории товара, объема хранения и оборота.

У партнера можно разместить на ответственное хранение самые востребованные и продаваемые товары, сократив тем самым время их доставки до покупателя. И эта скорость не идет ни в какое сравнение со скоростью, которая обеспечивает доставка из пункта А в пункт Б. Товар уже находится в пункте Б, остается обеспечить только его доставку по городу.

При этом логистический партнер предлагает клиентам из малого бизнеса свои наработки, которые позволяют взаимодействовать с компанией онлайн: получать детальную информацию по движению груза, статусам заказа, остаткам, заказывать и получать документы, при необходимости вносить изменения в заказ, изменять место назначения, отправителя.

— А какие решения могли бы заинтересовать крупный бизнес, допустим, федеральную торговую сеть? И как это выглядит на практике, насколько существенную выгоду можно получить?

— У нас есть клиент — крупная торговая сеть, которая несколько лет назад обратилась с запросом на оптимизацию логистику.

На тот момент ритейлер активно заходил в регионы, ему предстояло сотнями открывать новые магазины, и он был крайне заинтересован в снижении своих затрат в этой сфере. Работал он с большим количеством поставщиков. При этом, заказывая у них различный товар, без которого не обходится открытие любого магазина, от витрин и тележек до поддонов и ценников, он сначала консолидировал его своем РЦ, маркировал и затем отправлял в торговые точки по всей стране. Такая логистика обходилась дорого, да и сроки перевозок оставляли желать лучшего.

Мы предложили клиенту новую схему логистики, при которой поставки шли бы напрямую от поставщика в магазин. При новой схеме работы через «Байкал-Сервис» клиент существенно сокращал срок доставки, — как минимум вдвое, а в отдельных случаях и более, — и сэкономил десятки миллионов рублей на логистике, на обработку грузов и их перевозку.

После того, как мы помогли клиенту организовать первую волну поставок при открытии магазинов, он обратился к нам с запросом на организацию поставок грузов по всей сети. Так мы стали закрывать его текущие потребности по поставкам оборудования в торговые точки по всей стране.

Неочевидные преимущества логистики на аутсорсе

— Теперь вопрос про актуальную тему — маркетплейсы. Вы работаете с компаниями, поставляющими товар туда?

— Да, и в этом году мы отмечаем более чем двукратную динамику роста отправок на онлайн-площадки. На рынке продолжается бум маркетплейсов. И это не удивительно, поскольку выход на маркетплейс способен изменить компанию, открывая перед ней новые возможности. Особенно это заметно на небольших фирмах, которые начинают мыслить продажами в масштабах всей страны, а не только своего города и региона.

При этом самостоятельная отправка грузов на маркетплейс зачастую отнимает у производителей, особенно при доставке небольших партий товара, немало времени и сопряжена с рядом рисков: задержки доставки, чреватой штрафами; недопоставки из-за несоблюдения правил маркетплейса, возврата товара. Оградить себя от них зачастую позволяет сотрудничество с транспортными компаниями, которые специализируются на доставке грузов в маркетплейсы.

Сегодня с нами работают порядка 1,5 тыс поставщиков маркетплейсов. Развиваем это направление с 2017 года, у нас технология доставки грузов на распределительные центры маркетплейсов полностью отработана, процесс сдачи товара максимально автоматизирован.

Предлагаем нашим клиентам комплексную услугу, которая зачастую выгоднее обычной доставки, поскольку в ней учтены все нюансы такой перевозки: отслеживаются сроки, контролируется соответствие отправки требованиям маркетплейса, клиенту помогаем оперативно исправить недочеты при поставке, если они выявляются, и он не платит за простой и возврат.

Помимо этого, если его договор на поставку предполагает выставление штрафных санкций в случае несвоевременной поставки, мы даем ему возможность получить защиту от риска задержки доставки груза на сумму до полумиллиона рублей.

— Какие перспективы цифровизации отрасли вы видите?

— В нашем сегменте образовался сплав логистики и ИТ. Мы стремимся наладить наилучшее информационное сопровождение клиентов, обеспечить им удобное взаимодействие с компанией, выстраиваем кросс-функциональные связи «всего со всем» и все это оцифровываем.

К примеру, совместно с компанией «Антор» усовершенствовали нашу систему оповещения клиентов по доставкам грузов по всей стране. Наши клиенты получают в режиме реального времени всю информацию о статусах отправленного груза. В их личном кабинете появляются фотографии с основных этапов перевозки, что позволяет им визуально убедиться в том, что с грузом все в порядке, он был надежно упакован, благополучно отправлен, выгружен, доставлен адресату. На данный момент в «Байкал-Сервисе» уже около 80% заказов выполняются подобным образом.

Полагаю, что у клиентов в недалеком будущем, когда они решат отправить с нами груз, будет одно пожелание — чтобы информационная система перевозчика узнала об этом, все сама организовала и груз был бы доставлен адресату. Никаких звонков, никаких заявок, никакого заполнения форм, как это происходит сейчас, не будет, поскольку все будет проходить на базе интеграции.

— Для LTL-перевозок** важно сочетание эффективной логистики и IT-технологий. Как вы считаете, где есть точки роста?

— Одна из очевидных точек роста — в развитии информационных систем. «Байкал-Сервис» трансформируется в ИT-предприятие и постепенно переводит управление бизнесом в цифровое пространство, что также позволит нам молниеносно реагировать на возникающие вызовы и, в конечном счете, предвосхищать ожидания клиентов.


3PL -  «логистика третьего поколения». Это полный комплекс услуг, который провайдер предлагает компаниям, включая услуги ответственного хранения, перевозки, упаковки, погрузо-разгрузочные работы и т.д

**LTL-перевозки (англ. Less Truck Load) — «частичная загрузка автомобиля». Так еще называют сборные перевозки, при которых в одной машине перевозятся грузы разных клиентов и клиент платит только за то место, которое занимает его груз в машине.