Бизнес-кейс , Новосибирск ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Дизайн-код против хаоса: зачем девелопер создал правила для стрит-ритейла

Евгений Арапов. Все фото: Брусника
Евгений Арапов. Все фото: Брусника
Дизайн-код — слово, которое стало известным во многом благодаря Артемию Лебедеву. Его студия разработала в начала 2010-х соответствующий документ для Москвы, а потом и еще для шести городов.

Разработка дизайн кода в студии Лебедева — инициатива чиновников, которым надоел визуальный «мусор». Другое дело — желание отдельно взятого девелопера разработать собственные правила оформления фасадов. На такое решаются немногие. Очень немногие.

Если забить в поисковую строку Яндекса или Google словосочетание «дизайн-код + известный девелопер», выдача окажется скудной: ЛСР разработала дизайн-корд для своего флагмана «ЗИЛАРТ», екатеринбургский «Атомстройкомплекс» заявил, что оформит ряд проектов в стиле дизайн-кода города, ПИК под дизайн-кодом понимает внешний вид зданий и дворов. Единственный застройщик, четко заявляющий, что разработал единый свод правил оформления вывесок и витрин для всех проектов (а это и есть классический дизайн-код), — «Брусника». Мы узнали у директора по проектированию компании Евгения Арапова, зачем это было сделано и как на подобные требования реагируют предприниматели.

— Евгений, насколько оправданно появление дизайн-кода в отдельном квартале или районе?

— Дизайн-код — результат наших наблюдений и анализа. Он — естественное продолжение взаимодействия «Брусники» с предпринимателями и жителями, элемент качественной среды.

На наших первых домах мы видели пестрые вывески, неоновую подсветку, стремление привлечь внимание людей яркой рекламой (желательно самой яркой). В итоге возникал большой объем визуального «мусора», инфошума, негативно влияющего на лояльность жителей и, соответственно, репутацию компании. Уже в накчале 2010-х мы четко осознали: если не задавать правила и нормативы, среда развивается хаотично.

Мы уверены: появление локальных гайдлайнов стимулирует разработку дизайн-кода всего города. Люди видят, что фасад может выглядеть красиво. Так рождается запрос на изменения.

— Хорошо, в Новосибирске и, скажем, Тюмени дизайн-кода пока нет. Но в Екатеринбурге, где «Брусника» также присутствует, он фактически разработан. Как происходит интеграция городского и локального кодов?

— Мы находимся в диалоге с администрациями всех городах присутствия Брусники. И наши инициативы, связанные с внешним обликом зданий, всегда воспринимаются позитивно. В Екатеринбурге мы не видим каких-либо противоречий между правилами, разработанными внутри компании и предложенными местным сообществом дизайнеров. Так что никаких визуальных или смысловых конфликтов здесь не возникнет.

Если говорить о Новосибирске, мы были бы рады, если бы в городе появился единый стиль оформления фасадов.

В Новосибирске сохраняется большое количество визуально шумных, замусоренных пространств. Они влияют на человека на корневом, подсознательном уровне, порождая усталость или агрессию. За яркими вывесками и витринами мы порой теряем архитектуру.

— Что входит в дизайн-код, какие элементы в нем описаны?

— Первый блок — оформление вывесок. Их размеры, расположение, шрифты, охранное поле, узлы и тип крепления, подсветка. Второй блок касается витрин. Для нас было важно, чтобы они были привлекательными, лаконичными, создавали благоприятный образ заведения и создавали ощущение пространства внутри здания. Поэтому мы, например, запретили сплошную оклейку стекол и рекомендовали не вешать «глухие» шторы. Все конструкции (например, лайтбоксы) мы разрешили размещать строго внутри помещения

Бывает, мы рекомендуем предпринимателям цветовые гаммы. И, если это не противоречит фирменному стилю предприятия, собственники идут навстречу.

В целом дизайн-код — живой документ. Он преобразовывается, и развивается. Например, мы планируем в него добавить маркизы летних веранд.

— Как к таким ограничениям относятся предприниматели?

— О том, как может быть оформлен фасад, мы договариваемся с предпринимателями на этапе заключения договора о передаче помещения. И у собственника есть два варианта — принять правила игры или отказаться от подписания. Любые изменения фасада должны согласовываться с управляющей компанией.

Наш опыт показывает, что такой подход на самом деле упрощает предпринимателям и собственникам помещений жизнь. Они сразу понимают, что могут сделать, а что - нет. Это существенно сокращает этап согласований. Готовые шаблоны и инструкции по монтажу, что мы предоставляем, экономят сроки создания вывесок и витражей. Дизайнерам (а зачастую у мапых компаний таковых и нет в штате) не нужно ничего изобретать: уже есть готовые визуалы и стандарты. Узлы, крепления, подсветка — все подготовлено.

— Что думают о дизайн-коде жители?

— В этом вопросе жители — наши союзники. Единое, аккуратное оформление фасадов, расположенных на уровне взгляда, доставляет им эстетическое удовольствие. Это не пустые слова. Как только кто-то из предпринимателей пытается выйти за границы дизайн-кода, в УК тут же сыплются обращения с фото нарушений. Думаю, что уже можно смело говорить о формировании особой культуры.

— Но не приводит ли дизайн-код к однообразию? Как предпринимателю выделиться, привлечь внимание?

— На первый взгляд, дизайн-код исключает гибкость, но на деле это не так. Мы оставляем предпринимателям массу способов выделиться. Они могут играть шрифтом вывески, размещать графику на стеклах и лайтбоксы за стеклами витрин. Один из ключевых факторов воздействия на людей — интерьер. И здесь мы фактически даем предпринимателям карт-бланш (панорамные окна первого этажа позволяют показать его во всех деталях).

При этом мы видим, что наш подход к оформлению фасадов, философия, оказывает влияние на подбор интерьерных решений. Заведения хотят выглядеть современно, уютно, стильно.

Что удивительно, охотнее всего на контакт идут собственники крупных сетей. Небольшие бизнесы по привычке хотят выделиться. В них все еще «сидит» архаичный страх остаться незаметными. Но с момента внедрения дизайн-кода еще не было случая, чтобы нам не удалось договориться.