Рыночный расклад , Новосибирск ,  
0 

COVID-19 резко увеличил спрос на лекарственные травы и пищевые добавки

pixabay.com
pixabay.com
Аналитики центра HealthNet рассказали, почему произошел переход от монопрепаратов биологически активных веществ (БАВ) к комплексным и что послужило причиной для отказа от серьезной химобработки растительного сырья

По данным исследования центра HealthNet, рынок определяют три тренда.

Первый тренд — переориентация с монопрепаратов БАВ на комплексные, с монорастительных прерапатов на сборные.Так достигается эффект синергии — взаимоусиление природных соединений при воздействии на живой организм.

Также наблюдается тенденция «размытия» границ действия препаратов. Если еще 10 лет назад можно было встретить препарат, например, «от бессонницы», то сейчас это комплекс поддержки нервной системы, улучшающий сон, память, внимание, обладающий антидепрессантным действием.

Направленность потребителей в сторону эко-продуктов приводит к отказам ряда производителей от сложной химической обработки растительного сырья. А усовершенствование технологий, например, через изменение условий выращивания, активизирует в растительном сырье нужные свойства без ущерба другим составляющим.

Наиболее перспективными, согласно исследованию, являются адаптогены в качестве основы. Растительные адаптогены — природные вещества, которые воздействуют на организм человека и помогают адаптироваться к стрессу. Такую основу можно специализировать за счет добавления узкоспециализированного БАВ или растения. Например, добавив достаточное количество лапчатки белой можно добиться выраженного действия по нормализации работы щитовидной железы, а добавив в основу диоскорею добиться нормализации обмена веществ и снижения веса. При наличии адаптогенной основы сила воздействия направленного вещества будет увеличиваться.

Инфраструктурный центр HealthNet открыт в 2018 году на базе Фонда «Технопарк Академгородка» Новосибирска. В задачи центра входит подготовка рыночной и технологической аналитики, включая прогнозирование развития рынка и анализ технологических и нормативных барьеров, разработка предложений по правовому и техническому регулированию, развитие профессионального сообщества и популяризация НТИ, а также содействие продвижению технологических товаров и услуг на мировой рынок.

Практика применения БАВ

Биоактивные ингредиенты, доступные в настоящий момент на рынке, в большинстве своем производятся синтетические: это витамины, антиоксиданты, пищевые волокна, минералы, жирные кислоты, пробиотики, аминокислоты. Согласно данным grandviewresearch.com рынок биоактивных молекул составил $36 млрд в 2019 году.

Наиболее популярные биоактивные добавки — это витамины и антиоксиданты. Согласно данным портала marketsandmarkets.com, рынок синтетических антиоксидантов составил $7,7 млрд, объем рынка витаминов в 2019 году составил $5,6 млрд, годовой рост составляет 7,3%. в 2019 году.

Профилактика заболеваний

Один из трендов в медицине, снижающий затраты на здравоохранения и фармпрепараты — это так называемое «осознанное потребление». Данный подход предполагает отказ от лечения в пользу профилактики. К тому же на протяжении последнего времени в обществе есть четкий потребительский запрос на предотвращение заболеваний.

Как рассказал координатор направления «Превентивная медицина» Хелснет Национальной технологической инициативы, к.м.н. Сергей Чудаков, на сегодняшний момент существует стандарт оказания медицинской помощи, который входит в противоречие с персонализированным подходом. Это связано с тем, что имеющиеся нормы усредненные.

«Сейчас врачи действуют только, когда уже есть определенное событие, которое требует лечения. У них нет сценария, как действовать для предотвращения заболевания», — сообщил эксперт.

Устойчивый рост популярности натуропатических методов профилактики и народной медицины придает все большую ценность лекарственным средствам для профилактики и лечения. Запрос на предотвращение заболеваний активно поддерживается маркетологами в разных странах. Также очевиден тренд на стремление потреблять натуральные продукты.

По данным Всемирной Организации Здравоохранения, от 70% до 80% населения во всем мире предпочитают препараты растительного происхождения, подвергшиеся минимальной обработке в процессе производства. Также, по данным Американского ботанического совета, с сентября 2017 года регистрируется рост активности оборота лекарственных трав более, чем на 7% в год.

Старение населения

Еще одним трендом к росту рынка органических лекарственных трав стало старение населения. В пожилом возрасте люди часто определяют натуральные и растительные препараты как наиболее эффективные и экологичные. Учитывая, что на сегодняшний день ни в одной из стран мира не существует программы превенции заболеваний, ассоциированных со старением, существует однозначная зависимость: с ростом доли пожилых людей в стране увеличиваются продажи продуктов на основе лекарственных трав.

В России количество пожилых людей старше 60 лет составляет 21%. Поскольку развивающиеся страны имеют менее развитую социальную структуру, поддерживающую пожилых людей, и значительно большее количество населения, то ожидается, что в ближайшем будущем спрос на лекарственные травы вырастет из-за проблем, связанных со старением населения именно в развивающихся странах.

Как повлиял COVID-19

По совокупности факторов 2020 год может стать переломным для выращивания лекарственных растений. Так, в связи с пандемией в марте 2020 года рынки Индонезии столкнулись с высоким спросом на местные лекарственные травы, что привело к росту цен на конечные продукты на 20-30% по сравнению с обычными ставками. Аналогично Индонезийскому подъему на рынке фитотерапии подобный эффект наблюдался и в Китае.

Спрос на растительные продукты составляет значительную часть использования в медицинских целях в Европе, США и развивающихся регионах. Обусловлено это тем же потребительским трендом: все чаще альтернативная медицина и растительные лекарственные препараты выбираются покупателями в качестве профилактических средств для поддержания иммунитета и общего тонуса организма. В 2020 году на фоне COVID-19 наблюдается всплеск спроса на растительные продукты такого рода и в Европе, и в США.

Требования к травам и пищевым добавкам

Из оценок рынка и фактических данных, эксперты делают вывод, что рынок готовых лекарственных форм и пищевых добавок существенно меньше рынка сырья лекарственных трав. Это говорит о том, что существенная доля потребителей во всех странах мира предпочитает покупать либо необработанные лекарственные травы, либо наименее обработанные их фракции, такие как порошки и жидкости (в виде экстрактов и эфирных масел). Данные продукты по нашим оценкам могут составлять до 47% рынка или $59 млрд в денежном выражении, наиболее велика их доля в Юго-Восточной Азии и Средней Азии.

Рынок непосредственно готовых лекарственных форм и пищевых добавок подразделяют на следующие категории: медицинские чаи, биоактивные добавки, аюрведические джемы, косметические средства для ухода за кожей, ароматерапия.

С точки зрения регулятора, рынок лекарственных форм и биоактивных добавок отнюдь не однороден. Наименьшие требования регуляторы всех стран выставляют к медицинским чаям. Подавляющая их часть — это мелконарезанные высушенные лекарственные травы, сбор и обработка которых лицензируются регуляторами. Соответственно, для выпуска подобной продукции требуется лишь фасовочная линия и сертификат производства.

Аюрведические джемы регулируются так же как пищевая продукция, наличие лекарственных трав и концентрация вторичных метаболитов в них никак не регулируются. Ароматерапия и вовсе не подлежит регуляции. Косметические средства проходят испытания в качестве средств наружного применения

Наиболее сложным представляется процесс регистрации биоактивных добавок для перорального применения. Однако по сравнению с фармацевтическими препаратами таким продуктам не придется проводить исследования эффективности на животных и людях, а также не потребуются научные статьи или средства доказательной медицины, молекулярной биологии и биохимии. Именно поэтому данная продуктовая специализация является превалирующей на рынке.

Именно регуляционными барьерами и несовершенством системы стандартов качества аналитики объясняют изменение пропорции разных продуктов на рынке.