Как «умная одежда» отвоевывает рынок у фитнес-трекеров
Рынок Новосибирск
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Как «умная одежда» отвоевывает рынок у фитнес-трекеров

Эксперты проанализировали, что ждет «умные» гаджеты для сбора и анализа данных о состоянии здоровья людей в будущем, и что может стать популярнее «умных» часов
pixabay.com

По данным аналитического исследования, проведенного инфраструктурным центром HealthNet, развитие технологий и распространение знаний о методах сохранения здоровья формируют новые рынки, а также дают импульс к изменению уже существующих.

Инфраструктурный центр HealthNet открыт в 2018 году на базе Фонда «Технопарк Академгородка» Новосибирска. В задачи центра входит подготовка рыночной и технологической аналитики, включая прогнозирование развития рынка и анализ технологических и нормативных барьеров, разработка предложений по правовому и техническому регулированию, развитие профессионального сообщества и популяризация НТИ, а также содействие продвижению технологических товаров и услуг на мировой рынок.

Исследователи указывают, что достигнутые в последние 10-15 лет серьезные прорывы в развитии микроэлектроники и сенсорных технологиях способствовали появлению и быстрому распространению множества «носимых» устройств для сбора и анализа данных о состоянии организма.

По мнению ряда рыночных аналитиков, недавние лидеры революции носимых устройств — фитнес-трекеры, изначально обладавшие достаточно ограниченными функциональными возможностями, к концу предыдущего десятилетия постепенно отошли на второй план и в обозримом будущем новую технологическую гонку, скорее всего, должны возглавить производители «умных» часов, а также других более технически совершенных и многофунциональных аксессуаров. Одним из возможных кандидатов на дальнейший резкий рост интереса пользователей называются различные виды «умной» одежды и «умных» очков.

Другая часть специалистов не согласна с тем, что близится скорый закат эпохи фитнес-трекеров. Так, эксперты известного интернет-издания Android Authority в конце 2018 г. констатировали, что новейшие поколения/образцы фитнес-трекеров уже получили многие функциональные возможности и технические характеристики, которыми ранее могли похвастаться более продвинутые устройства, такие как «умные» часы.

Проблемы рынка

Одним из самых значимых недостатков большинства устройств является недостаточно высокая точность измерения. Предоставляемые ими данные за очень редкими исключениями обладают «точностью потребительского уровня», которая пока не позволяет этим устройствам массово использоваться в медицинских целях и стать важным элементом быстро набирающего популярность направления Connected Health.

Другой ключевой проблемой различных «умных» носимых устройств до сих пор остается низкая привязанность пользователей к ним, которая объясняется низкой воспринимаемой полезностью. Причиной этому являются как ограниченный функционал устройств, так и недостаточное развитие механизмов поддержания интереса владельцев к их регулярному использованию.

Помимо этого, игрокам рынка также необходимо будет найти способы гарантировать конфиденциальность получаемых от пользователей данных об их физической активности и состоянии здоровья.

Драйверы развития и тренды

Среди точек роста рынка «умных» аксессуаров, следящих за здоровьем, эксперты выделяют: рост популярности здорового образа жизни, увеличение числа пожилых людей, готовых к освоению таких гаджетов, появление более дешевых и точных датчиков, бум в сфере цифровых технологий, которые открыли широкие возможности для создания специализированных приложений и персонализированных решений в велнес-сфере.

Аналитики уверены, что лидирующий на протяжении последних нескольких лет по продажам сегмент «умных» часов будет и дальше сохранять большой потенциал роста, но он сможет раскрыться в полной мере прежде всего в том случае, если компаниям-производителям удастся стать по-настоящему интересными для сектора life style management.

В 2020 году, согласно прогнозу Juniper Research, общее число проданных умных носимых устройств различного типа составит 350 млн. единиц, и чуть более половины (190 млн.) пока еще придется на доминирующую категорию — «умные» часы и фитнес-трекеры.

Второй по популярности сегмент — наручные браслеты — благодаря сочетанию более низких цен, целенаправленного продвижения на рынке будет и дальше занимать значимую долю на рынке, но постепенно уйдет на второй план на фоне роста популярности «умных» часов и прочих более технологичных и многофункциональных устройств.

Также практически всеми исследователями отмечается очень значительный коммерческий потенциал сегмента «умной» одежды. Это связано с разработками в сфере электропроводящих тканей и быстрым ростом производства «умной» спортивной одежды.

Один из самых известных примеров умных изделий — линейка телесного белья американского стартапа Athos36, базирующегося в Кремниевой долине. Все эти изделия оснащены различными датчиками, которые измеряют пульс, дыхание и другие параметры. Собранные ими данные передаются в смартфон-приложение.

Другой американский стратап Sensoria занимается разработкой «умных» носков для бегунов и детей. Последние оснащены пульсоксиметром и следят за дыханием, температурой младенцев во время сна.

В ближайшем будущем динамичное развитие могут получить «умные» очки, линзы, наушники, в функционал которых все более активно будет включаться трекинговая составляющая. Кроме того, «умным» ювелирным изделиям также прогнозируют рост выше среднего по рынку.

Один из примеров устройств этой категории - разработка канадской компании Recon Instruments. “Умные очки” Recon Jet (их базовая цена чуть менее $1 тыс.) в основном предназначены для бегунов и велосипедистов-профи. Это устройство позволяет получать в реальном времени информационную сводку о физической активности, отображая в том числе данные о сожженных ими калориях, скорости и продолжительности движения.

Развитие российского рынка

Аналитики IDC в своем обзоре европейского рынка носимых устройств, представленном в октябре 2019 г., отметили, что российский рынок наряду с рынками Великобритании, Франции, Германии и Италии, вошел в прошлом году в пятерку самых быстрорастущих в Европе.

По данным аналитиков розничной сети «М.Видео», представленным в середине 2019 года, с 2017 года россияне приобрели 573 тысячи смарт-часов на сумму порядка 14,5 млрд рублей (за трехлетний период общий объем спроса на них вырос в 2,3 раза).

Впрочем, в количественном выражении самыми востребованными в категории носимых устройств в России по-прежнему остаются более дешевые фитнес-трекеры. Так, по данным «М.Видео», в первом полугодии 2019 года было реализовано рекордное количество трекеров — 1 млн браслетов на общую сумму 2,2 млрд руб., что в 2,5 раза выше показателей аналогичного периода 2018 года. Аналитики компании «Связной» также констатировали, что более половины продаж всех носимых устройств в количественном выражении, 57% — пришлось на фитнес-трекеры.

Биохакинг

Распространение устройств и аксессуаров для сбора и анализа данных о функциональном состоянии организма и поведении людей стало одним из трендов, ускорившим рост интереса к биохакингу. Ключевыми драйверами роста популярности биохакинга стали радикальное удешевление биотехнологий и доступность данных с «передового края» науки широким массам.

Биохакинг - набор практик для оптимизации работы различных систем организма и повышения качества и продолжительности жизни здоровых людей. Для это применяются различные фармакологические препараты и БАДы; достижения в сфере генетики, эпигенетики и микробиома; выявление поведенческих рисков, их корректировка и формирование здорового образа жизни; регулярная диагностика и отслеживание жизненных показателей (в том числе с использованием носимых устройств).

«Философским камнем» биохакинга является редактирование генома человека, однако его массового распространения, особенно для задач, не связанных с лечением смертельно опасных заболеваний, не стоит ожидать в перспективе до 2030 года.

Более быстро получить распространение могут имплантируемые чипы и сенсоры для мониторинга показателей организма и придания ему дополнительных возможностей (например, новых видов чувств, хранения информации). Ключевым препятствием для развития этого направления могут стать консерватизм населения, неготовность как к дополнительным хирургическим процедурам, так и к принятию специфических рисков: взлома вживленных чипов, несанкционированного сбора личных данных.

В исследовании подчеркивается, что самым значительным по объему рынка останется наиболее традиционный сегмент биохакинга, представляющий симбиоз практик превентивной медицины, здорового образа жизни, тренировок, фармакологической поддержки, регулярной диагностики организма и отслеживания его жизненных показателей.

Несколько в стороне от описанных выше направления биохакинга находится расширение возможностей тела с помощью технических модификаций. В настоящий момент существенных успехов достиг стартап Neuralink, который с 2017 года работает над внедрением интерфейсов, соединяющих человеческий мозг и компьютер с помощью чипа Brain-Machine Interface — BCI, встраиваемого в череп. Основная цель Neuralink — создать и отработать безопасную технологию нейроинтерфейса в виде беспроводного микроимпланта в мозгу человека, который сможет улавливать мозговую активность и обрабатывать сигналы без риска отторжения организмом. В долгосрочной перспективе новая технология приведет к созданию симбиоза человеческого мозга и искусственного интеллекта.

Для развития этого направления в России имеет несколько благоприятных особенностей. Во-первых, более доступные диагностика, медицинские средства и препараты, в силу как меньшей стоимости, так и менее строгого регулирования доступа. Во-вторых, падение курса рубля снизило доступность услуг зарубежных центров. Кроме того, тренд на ЗОЖ может дать особо высокие темпы прироста спроса в силу эффекта низкой базы. В тоже время отрицательными факторами являются падение доходов населения и малые доли верхнего среднего и «креативного» классов, во многом формирующих спрос на превентивную медицину и биохакинг.

Изменения на рынке спортивного оборудования

Еще одним направлением исследования стали изменения на мировом рынке спортивного оборудования. Этот рынок в последние годы показывает стабильной рост, крупнейшим региональным рынком является Северная Америка.

На этот рынок оказывают влияние целый набор факторов. Среди них - старение населения планеты, рост внимания к спорту в развивающихся странах, персонализация спортивных услуг и сервисов, во многом благодаря распространению устройств и аксессуаров для сбора и анализа данных о функциональном состоянии организма и поведении людей, рост скорости жизни, во многом обусловленный продолжающейся урбанизацией.

При этом на развитие рынка оказывает влияние несколько технологических трендов: распространение гиперподключенности, использования виртуальной и дополненной реальности, развитие технологий мониторинга и анализа показателей жизнедеятельности, рост популярности стриминг-фитнеса, EMS (электромиостимуляции) и занятия в гипоксических камерах.

По данным агентства «РБК Исследование рынков» объем российского розничного рынка спортивных товаров в 2017 году составил 251 млрд руб., а объем российского рынка фитнес-услуг составляет порядка 110 млрд руб. и продолжит расти.

Российский рынок преимущественно повторяет тенденции международного с отставанием на несколько лет. Его текущими основными ограничениями и проблемами развития являются слабая вовлеченность населения в занятия спортом, низкая обеспеченность фитнес-клубами в регионах, падение реальных располагаемых доходов населения и низкая доля среднего класса.

Компания Synesis (Россия), резидент Фонда «Сколково», создала фитнес-приложение Fittonic с пакетом Fittonic SDK на базе компьютерного зрения. Fittonic в режиме реального времени ведет подсчет повторов упражнений, фиксирует ошибки в технике и дает рекомендации. Для безошибочного анализа действий пользователя искусственный интеллект обучала команда профессиональных фитнес-инструкторов.

Одним из инструментов развития рынка спортивного оборудования выступает инфраструктура инноваций в области спорта (специализированные технопарки, акселераторы, бизнес-инкубаторы). Она не может сравниться по системности, результативности, охвату и объемам средств с инфраструктурой поддержки инноваций и стартапов других направлений. Государственная поддержка таких элементов инфраструктуры является фрагментарной и не носит системного характера в большинстве стран и городов мира.