Компетенция , Новосибирск ,  
0 

Максим Пащенко, Joymoney: пандемия открыла для МФО новые возможности

Максим Пащенко, Joymoney: пандемия открыла для МФО новые возможности
Как пандемия повлияла на рынок микрофинансовых организаций, и какие изменения в процессах компании актуальны в такой период — в интервью с учредителем компании Joymoney Максимом Пащенко

— Как в пандемию менялся спрос на займы?

— Наш продукт оказался востребованным. Компания увеличила объемы ежемесячных выдач на 40%, при этом качество заемщиков в нашем кредитном портфеле остается на докризисном уровне. Все наши клиенты, обратившиеся за услугой «кредитные каникулы», получили помощь в решении своей проблемы. В зависимости от договоренностей с клиентами мы предоставляли отсрочку или рассрочку, реструктуризацию, кредитные каникулы.

— Повлияла ли пандемия на рынок МФО?

— Говорить о том, что рынок прошел коронакризис, рано. В период пандемии экономика страны и рынок МФО получили четкий сигнал о необходимости изменений в стратегии и структуре бизнеса, взаимодействии с сотрудниками и клиентами. Это касается как рынка в целом, так и каждой конкретной компании в частности.

Пандемия изменила все процессы — как мы учимся, работаем, тратим деньги. Формат минимальных улучшений больше не работает, текущая ситуация требует новых структурных и системных изменений.

— Каких именно?

— В мировой экономике наблюдается тенденция выхода на первый план бизнес проектов с социальной составляющей, где на первом месте стоят интересы простого человека. Это реализуется в появлении новых видоизмененных продуктов, примером которых является наш стартап «My Salary».

Суть данного проекта — в предоставлении людям возможности получения своей зарплаты на ежедневной основе. Данное решение помогает грамотно управлять своими денежными потоками и решает проблему возникновения кассовых разрывов без применения практики заемных средств.

Максим Пащенко, Joymoney: пандемия открыла для МФО новые возможности

— Как коронакризис коснулся работы Joymoney?

— Сейчас на рынке МФО сегмент офлайн активно пытается трансформироваться в онлайн. Это связано с тем, что в пандемию офлайн-офисы МФО в большинстве регионов просто были закрыты. Joymoney еще в 2014 году выбрал онлайн как основу своей работы.

Наши сотрудники распределенной (удаленной) команды работают по всему миру — Испания, Мексика, Кипр, Россия, Казахстан, Белоруссия. Команда Joymoney имеет штат IT-сотрудников и маркетологов. Это позволяет заниматься развитием и продвижением различных финтехпродуктов помимо кредитных.

В пандемию мы пересмотрели некоторые критерии в наших скоринговых моделях и внесли ряд изменений в системе принятия решений. В коронакризис мы уделили большое внимание доработке и усовершенствованию наших основных продуктов. Улучшили конверсию на сайте, проработали юзабилити и оптимизировали сервис.

Сейчас перед нами стоят задачи другого плана. Joymoney продолжает развитие IT-инфраструктуры, мы усилили Agile-трансформацию нашей IT-команды.

— Почему именно Agile-подход и зачем компании нужна трансформация?

— В заданных исходных условиях именно гибкий подход в управлении командой IT способен дать тот результат, который нам нужен.

Вместе с ростом количества проектов у нас увеличилось число задач, они стали сложнее и объемнее. Трансформация понадобилась тогда, когда случилось «верхи хотят — низы не могут», то есть принятая система постановки, выполнения и контроля выполнения IT-задач перестала справляться с запросом на реализацию бизнес-требований. Еще мы хотим выстроить понятную и прозрачную для нас и предсказуемую для бизнеса и пользователей систему непрерывной доставки ценностей в production.

Agile — набор методов и практик для гибкого управления проектами. Предполагает быстроту реагирования, а также гибкую адаптацию к внешним и внутренним изменениям. Agile — несколько определенных жесткими дедлайнами этапов работы — скриптов, позволяющих команде постоянно оценивать результаты проделанной работы и получать отзывы от заказчика и других участников проекта.

— В чем суть изменения работы компании?

— Мы настраиваем и оптимизируем наши процессы так, чтобы переход к новой для нас модели удаленной распределенной работы был максимально «бесшовным».

Мы создаем виртуальный офис, в котором сотрудник может работать из любой точки мира: внедряем и взаимоинтегрируем инструменты для эффективной удаленной работы, запускаем корпоративную социальную сеть, проводим рефакторинг процессов — от коммуникации до постановки, производства и контроля выполнения задач.

Цель — создать продуктивную, комфортную, безопасную, понятную организационную онлайн-среду, чтобы сотрудники, работающие удаленно, не были оторваны от коллектива, чувствовали свою причастность к общему делу и были полностью вовлечены в корпоративную культуру и производственные процессы компании.

— Как изменилась работа с персоналом?

— В Joymoney в этот сложный период не проводилось масштабных увольнений. Было принято решение об оптимизации, в том числе за счет расширения распределенной команды. Это позволило обновить штат. В команде Joymoney реализуется принцип регулярного привлечения новых и перспективных кандидатов для постоянного развития.

— Как вы оцениваете перспективы на второе полугодие?

— Сейчас повышенный спрос на кредитные продукты МФО. На фоне сложной обстановки в экономике, спровоцированной пандемией, у многих людей появились финансовые сложности.

При этом кредитные организации существенно ужесточили требования к заемщикам. Снижение доступности банковских продуктов привело к поиску других источников заемных средств. Микрофинансовый рынок может более гибко рассматривать заемщиков с точки зрения рисков. В итоге часть потребителей банковских кредитов перераспределилась в сегмент займов МФО.

Этот тренд позволяет делать выводы о дальнейшем развитии рынка.

Joymoney планирует увеличить объемы выдач в этом году на 60% по отношению к прошлому году.

Еще одно направление, которое мы начали развивать во время коронакризиса — это судебное взыскание. Сформировали большой профессиональный штат юристов. Помимо собственного портфеля занимаемся просуживанием портфелей задолженности, приобретенных на аукционах.

— Это перспективное направление?

— Да, по сравнению, например, с США или Европейскими странами, этот рынок находится на первоначальном этапе развития. Мы добились хороших качественных показателей по эффективности судебного взыскания портфеля задолженности за предыдущий год. Это вселяет оптимизм и позволяет с уверенностью развивать данное направление, наращивая объемы судебного взыскания.

— На кого ориентировано данное направление Вашей деятельности?

— На компании, у которых скопился большой объем портфеля просроченной задолженности с которым данные компании не могут справиться собственными силами. В такой ситуации компании продают портфели просроченной задолженности на специальных аукционных площадках за сумму от 5 до 10% от общей задолженности по портфелю. По итогам работы нашей компании за предыдущие периоды эффективность судебного взыскания составила порядка 25-30% от объема судебных исков.