Есть ли способ уменьшить негативное воздействие на среду, — в материале РБК Новосибирск.
Горожане привыкли, что обычная стройплощадка — это шум, пыль, большие объемы строительного мусора и разбитые дороги.
Кандидат технических наук, проректор по научной работе НГАСУ (Сибстрин) Сергей Шпанко рассказал, что в действующих нормативах указано: пока объект не построен, категория в области негативного воздействия на окружающую среду ему не присваивается. Считается, что значимого влияния он не оказывает.
Единственное, на что опираются девелоперы при организации стройки, — «Правила благоустройства территории Новосибирска». В них перечислены требования по организации подъездов к строительной площадке, внешнему виду ограждений, внутриплощадочных проездов, тротуаров, пунктов мойки колес, площадок складирования, а также определены требования и сроки проведения мероприятий по содержанию строительных площадок и прилегающей территории.
В проектной документации в разделе организации строительства указывано, где на площадке будут расположены пункты мойки колес и складирования материалов. Комиссия инспекции Госстройнадзора проверяет эти параметры только во время плановых посещений строительных площадок, к которым строители тщательно подготавливаются. «Внеплановые проверки происходят редко. В основном по жалобам местных жителей», — отмечает эксперт.
По сведениям мэрии Новосибирска, по фактам невыполнения требований Правил за последние два года сотрудниками отделов районных административно-технических инспекций оформлено около 470 протоколов. Сумма штрафов превысила 2,5 млн руб.
Анастасия Благодатнова, доцент кафедры гидротехнического строительства, безопасности и экологии НГАСУ (Сибстрин), кандидат биологических наук подтверждает, что проблемами стройплощадок является пыление, мусор и стоки.
«Когда на площадке открытым способом располагается щебень и песок, по нормативом над ними должен быть навес, другой вариант — незначительное увлажнение поверхности материалов, — говорит Благодатнова. — Большинство застройщиков это требование не соблюдает. Раньше пыление учитывалось в расчете предельно допустимых выбросов, сейчас для строящихся объектов эта норма отменена».
Еще один источник загрязнения — сточные воды, например, от промывки бетономешалок, автобетоносмесителей и бетононасосов, бывает загрязнение воды нефтепродуктами. «Контролируют сейчас по сути наличие биотуалетов на стройплощадках, а постоянного контроля за организацией системы сточных, дренажных вод нет», — говорит Благодатнова.
Такая же проблема со строительными отходами: они разнокомпонентны (это упаковка из дерева, пластика и картона, бой кирпича, стекла, остатки бетона и кладочного раствора) и их дорого утилизировать. По данным новосибирских застройщиков, в стоимости СМР мусор и работа по его утилизации может занимать до 10%. В абсолюте это огромные цифры. Однако есть технологии, помогающие существенно сократить объем мусора.
«Одним из хороших решений является сортировка мусора на стройплощадке, после которой часть объема едет на повторную переработку, а часть поступает на полигон для захоронения», — говорит Анастасия Благодатнова.
Обязанность по отнесению отходов к конкретному классу опасности возлагается законом на самого застройщика. По данным пресс-службы регоператора Новосибирской области, компании «Экология Новосибирск», бывают ситуации, когда застройщик пытается выдать строительный мусор за обычные ТКО и сэкономить на утилизации.
В МУП «САХ», который является оператором мусорных полигонов города, сообщили, что в рамках договоров по захоронению строительных отходов в прошлом году было вывезено и утилизировано 145 тыс. тонн мусора. Всего за утилизацию этого объема новосибирские застройщики заплатили 6,5 млн руб. Для Новосибирска характерна проблема наличия несанкционированных свалок строительных отходов: только в 2020 году специалистами департамента выявлено 26 таких мест.
— Проблема культуры организации строительных площадок в России — это не вопрос нормативной базы. Это, в первую очередь, проблема соблюдения имеющихся нормативов, и, — что немаловажно — культуры ведения бизнеса. Бывает, что соседние строительные площадки радикально отличаются: когда знакомишься с командой и руководителем проекта, понимаешь, почему.
Строить по-новому
Вблизи Новосибирска скоро должен появиться пример «новой» организации строительства: его заявила компания Брусника.Сибакадемстрой при возведении в Краснообске жилого района «Пшеница».
Технология предполагает возведение строительного городка закрытого типа, благодаря которому пыльные и шумные процессы будут локализованы внутри помещения. Все здания и сооружения носят временный характер и будут использоваться только на период строительства. После его окончания мобильный строительный городок будет разобран и перевезен на другую площадку. Здание имеет закрытый цикл водоотведения. На стоках установлены фильтры с повторной рециркуляцией и системой многоступенчатой очистки воды. Работу производства обеспечивает собственная газовая котельная. На территории строительного городка будут установлены солнечные батареи, которые компенсируют 60-70% потребляемой электроэнергии.
Евгений Головкин, руководитель проекта «Пшеница» говорит, что цех в Новосибирске — пилотный проект. Перед запуском идею согласовывали в правительстве региона. И если опыт будет успешным, технология будет масштабирована на другие города присутствия компании.
Разработка и внедрение новой модели организации стройки повлекла высокие затраты. Инвестиции в НИОКР и строительство городка составили более 800 млн рублей. «Но Брусника толерантна к риску. — продолжает Головкин. — Главное, чего нам удалось добиться, — сложности репликации технологии. Чтобы ее повторить девелоперам придется потратить довольно много времени».
Иван Шмидт, министр строительства Новосибирской области в ходе выездного совещания в Краснообске отметил, что представители Минстроя всесторонне изучили новую стройплощадку в Краснообске, провели все необходимые консультации. «Это новый подход к определению стройки, который используется в большинстве европейских стран, современная стройплощадка со сборочным цехом под крышей. Есть предложение создать общественную комиссию из депутатов, представителей общественности, чтобы периодически наблюдать за процессом строительства», — сказал министр.
Сергей Шпанко отмечает, что идея такой стройплощадки ориентирована и на экологию, и на экономику. «Технология устроена так, что для строительной техники формируются закрытые маршруты движения внутри контура, а машины, подвозящие инертные материалы не заезжают внутрь, — отметил эксперт. — Это означает, что нет выноса грязи. При переносе большой части работ в замкнутый контур нет шума и пыли. Плюс оптимизация логистики, одним решением достигается синергия по целям»
Как это работает
Евгений Головкин замечает: технология, помимо трансформации городка, предусматривает серьезное изменение в логике возведения дома. Все дело в префабрикации — процессе, при котором элементы дома, изготовленные в виде отдельных модулей, доставляются и собираются в полноценное жилище на месте, как конструктор. Она позволяет снизить вес здания примерно на 30%. Это происходит за счет использования сборной системы перекрытий и стен с пустотами. Высвободившиеся средства компания тратит на «продуктовые» улучшения дома — благоустройство, отделку, интерьеры.
— Монолитная железобетонная плита создает сама себе нагрузку, это как тучный человек, который сам много полезного нести не сможет, он себя несет. Идея облегчения конструкций заложена в природе: кости, соты — они все легкие, пористые и прочные. Наше решение требует более дорогих и качественных бетонов, при этом мы получаем иное качество и геометрию поверхности. Набор прочности происходит в считанные часы, плюс поверхность не нужно ее штукатурить. В итоге бетон обходится дороже, но мы экономим на отделочных работах. Также в числе явных плюсов префабрикаици — кратное уменьшение количества отходов (это происходит благодаря тому, что конструкции доставляются на стройку практически в готовом виде). В ближайшем будущем мы намерены свести влияние на окружающую среду к минимуму, установить оборудование для превращения строительного мусора в дренажные композиции для благоустройства и заполняющий материал.
В мире префабрицированное производство наиболее популярно в странах Скандинавии и на севере Германии, где климат также оказывает существенное влияние на строительные процессы.
Европейцы отмечают: эта модель позволяет существенно «срезать» расходы. Так, при ее внедрении, кран работает год, а не два, численность подрядчиков заметно снижается. «Огромные суммы на стройке обычно тратятся на прогрев бетона, — добавляет Головкин. — Обычно в этих целях используют дорогой в эксплуатации дизель-генератор. Часто при этом греется не столько бетон, сколько окружающий воздух (а это прямые потери), идут выбросы СО2. Под крышей в замкнутом помещении резко снижаются затраты на отопление и локальное поддержание тепла».
Гай Имз, председатель Совета по экологическому строительству России RuGBC говорит, что хорошо организованная строительная площадка, стоит дороже чем «безобразные трущобы, которые часто встречаются в регионах России». При этом итоговая стоимость строительства с площадкой будет такая же, как стоимость площадки с плохой организацией строительного процесса. «При плохой организации стройки и стройплощадки невозможно эффективно реализовать строительный процесс — спросите любого прораба со стажем, — заявляет Имз. — Потому будет больше испорченного материала, брака и отходов. Связь между порядком на стройке и качеством конечного объекта строительства — прямая»