Ирина Ластовка: Новосибирскому бизнесу необходима пост-ковидная прокачка
Материалы выпуска
Андрей Гончаров: Новосибирский бизнес от этого кризиса оправится быстрее Рынок «Поймать момент»: кейсы новосибирских бизнесменов по выживанию в пандемию Решения Как бизнесу в Новосибирске взять заем под низкий процент Решения Как предпринимателям организовать продажу товаров через маркетплейсы Инструменты Ирина Ластовка: Новосибирскому бизнесу необходима пост-ковидная прокачка Компетенция Где в Новосибирске летом прокачать бизнес-компетенции Решения
Компетенция Новосибирск
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Ирина Ластовка: Новосибирскому бизнесу необходима пост-ковидная прокачка

О пост-ковидной прокачке бизнеса, тенденциях в маркетинговом образовании и психологии «инстаграммеров», - в экспертном интервью РБК Новосибирск Ирины Ластовки, руководителя «Первой академии маркетинга»
Ирина Ластовка работала в «СЛК-Моторс», «Центральном агентстве недвижимости», «Новотелекоме», ХК «Домоцентр», вела проекты АН «Грановит», автоцентра «Сармат» и пр.

— Сейчас много бесплатных образовательных ресурсов, офлайн и онлайн. И есть бизнес-школа, которая изначально про бизнес и про прибыль. Какие тренды вам заметны в бизнес-обучении, как ситуацию изменила пандемия?

— Действительно, на рынке есть много бесплатных предложений, но люди в последнее время начали разбираться: бесплатно — это или демо-, или в этой бесплатной версии мне что-то будут продавать. Часто такие истории порождают больше вопросов, чем ответов. Бывает, что тренер в такой образовательной программе — это блогер, транслирующий свою историю, игрок-одиночка. В итоге это несистемная тема. Потом у слушателя курса возникает разрозненный пазл из информации, при этом много «белых пятен».

Тут есть закон: если вы хотите сэкономить в деньгах, готовьтесь потратить время и силы. В образовании также. Человек с базой знаний, опытом может за счет таких бесплатных вебинаров восполнить какой то пробел, или усилить компетенции. А заново освоить блок знаний — нет.

В хорошем образовательном курсе важна методология, чтобы один блок дополнял другой, фундаментальность, которая дает курсанту систему знаний, удобную для использования. Я всегда при выборе курса рекомендую спрашивать, в чем логика и система курса.

— В пандемию все якобы пошли в онлайн, это так?

— В начале самоизоляции выросло число курсантов у бесплатных марафонов. Люди решили, что кризис — это время что-то менять. Все мы бросились качать пресс, учиться готовить. Вместе с этим трендом выросло число некачественных предложений.

Многие школы перешли в онлайн и ухудшили свой продукт. Дело в том, что онлайн и офлайн — это разные способы подачи информации, разные методы контроля усвоения. У нас в «Первой академии маркетинга» онлайн и офлайн курсы вообще готовят разные команды.

Потом была ситуация, когда крупные онлайн-школы открыли якобы бесплатные курсы. И появилась история: «А там все бесплатно». Потом правда выяснилось, что бесплатно несколько дней, или предложение ограничено — только для студентов определенных вузов. В итоге у нас с начала мая ситуация со спросом на услуги стабилизировалась.

Есть и такой эффект, что скептически настроенная аудитория стала лучше относиться к онлайн-формату образования. Кто то попробовал так учиться в первый раз.

— Необходимо ли регулирование отрасли в целях определения общих стандартов?

— В нашей стране страшно говорить, что нужно что-то регулировать. Думаю, нужна некоммерческая ассоциация, которая проверяла бы качество продукта. Пусть даже это будет несколько предвзятое мнение группы экспертов. Сейчас стандарты отсутствуют в принципе. Возьмем образовательную лицензию: она выдается всем, в основном после выполнения всех нормативов и требований пожарной инспекции и СЭС. Образовательные программы никто особо не изучает.

Плюс если говорить о бизнес-образовании, то у нас в нормативных документах нет ряда специалистов в принципе. Например, smm-щиков.

В Америке рынок бизнес обучения хорошо зарегулировался с помощью сайтов агрегаторов типа Booking для гостиниц. Такой агрегатор в Россию зашел и вышел: у нас ниже покупательская способность, у людей нет привычки тратить регулярные суммы на повышение компетенций.

В России люди в образовании и саморазвитии часто занимаются поисками некоей волшебной таблетки.

— Есть ли в Новосибирске отраслевые союзы образовательных компаний?

— На сегодняшний день в Новосибирске не существует ассоциации, которая представляла бы интересы организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Пандемия показала необходимость такого объединения, и мы занялись организацией ассоциации обучающих центров, куда будем активно привлекать коллег. Одна из задач — сотрудничать с органами власти, как с точки зрения лоббирования наших интересов, так и в сотрудничестве с профильными комитетами для помощи им с нашей стороны.

Сейчас все образование для взрослых можно поделить на обучение для обретения знаний и навыков и некие мероприятия, марафоны ради эмоции-встряски, однодневные истории для подпитки энергией. Еще момент — 30-40% людей идут учиться не за навыками, а за галочкой.

— Почему?

— Психология «инстраграммеров». Люди привыкли получать и ставить лайки в соцсетях под историями саморазвития, успеха, движения вперед. В итоге девушка идет учиться, чтобы продемонстрировать свое движение вперед и выложить фото и сториз на тему «Я в тусовке, я учусь маркетингу». Такая подмена понятий идет у части студентов, это заметно.

— Чем отличаются рынки офлайн и онлайн-обучения?

— Офлайн и онлайн обучение — это разные рынки. Офлайн привязан к локации. В онлайн-обучении вроде в едином рынке вся страна, но выходит, что мы все равно с Москвой не конкурируем. В основном мы работаем с Сибирью и регионами.

Если человек учится в сибирской школе, он общается с преподавателями, у которых есть кейсы из Сибири. Тут история в том, что я мало чему научусь у преподавателей Яндекса, если я кемеровское ИП, делающее шаурму. Плюс людям важна некая основательность, когда есть, куда придти и найти живого реального преподавателя. Компания есть физически.

— Есть ли разница в маркетинговых приемах в разных регионах?

— Без сомнения, тут разный менталитет аудиторий. Какие-то регионы «сидят» на «Одноклассниках», кто-то трепетно любит Viber. Москва — там история о высокой конкуренции. Петербург ближе к регионам.

— Насколько рынок бизнес-обучения завязан на бренды, имена?

— Если в регалиях тренера указана Москва, это ценится, это работает, но не всегда. Было две конференции и не всегда москвичи побеждают, случается, они переоценивают свои силы.

— Как в целом вы отбираете преподавателей для академии?

— Мы всех знаем лично или знаем их кейсы. Именно на опыт и результаты обращаем внимание. Плюс важна разносторонность. Если маркетолог занимался разными компаниями от ритейла до производства — он более компетентен, чем директор по маркетингу, который десять лет сидит в одной, пусть и крупной компании.

Немаловажно развитие этого маркетолога. Если он постоянно повышает квалификацию, общается в тусовке, участвует в конкурсах, берет новые проекты — значит он следит за изменениями в сфере. Чего не скажешь о преподавателях ВУЗов. В лучшем случае у них опыт в маркетинге был лет 10 назад, в худшем — это преподаватель выросший из аспиранта без опыта работы.

Выбирать по резюме или портфолио не всегда получается: бывает, написано красиво, работал с большими брендами и на крутые компании, начитаешь всматриваться, а он там поправил одну букву. Плюс важно умение изложить информацию, некая преподавательская харизма. Надо, чтобы человек видел и знал систему в целом, а не был мастером одного инструмента.

— Какие направления обучения востребованы сейчас, каких компетенций не хватает предпринимателям?

— Есть дефицит понимания стратегии и правильной расстановки задач. Как бывает: взять специалиста на 30 тыс. руб, убедиться, что замков на песке так и не было построено, разочароваться в маркетинге в целом. Руководителю и особенно собственнику надо сначала понять, куда идем и с чем идем, и дальше ставить задачу.

В кризис всем так хочется продаж, что про сам продукт и клиента забывают.

Идет настройка таргета, директа, каналов арбитража трафика на сайт, но иногда бывает, что и продавать-то такой продукт нельзя. Или то, что планировали доделать, так и осталось недоделанным. Потом имеем негативные отзывы. Маркетинг это не только продвижение продукта. Продвижение — это одна десятая всей системы маркетинга компании.

Антикризисный маркетинг. Открытый урок "Первой Академии Маркетинга"

— Есть проблема с тем, что на образование режут бюджеты?

— Объемы корпоративного обучения резко упали. При этом маркетологи-фрилансеры не считают затраты на образование лишними кастами, многие в ходе обучения переосмысливают свою ценность, находят новые заказы.

— В чем уникальность «Первой Академии маркетинга»?

— В первую очередь, это системность образовательного процесса с выстроенной методологией. Преподаватели-практики с успешными проектами в крупных компаниях, своими бизнес-кейсами. Обучение проходит в маленьких группах. По окончанию курса выдается документ от вуза.

— Как вы оцениваете эффективность обучения, поддерживается ли связь с выпускниками?

— У нас есть общий чат, где обсуждаются идеи, публикуются анонсы мероприятий, интересная отраслевая информация, идет некое формирование среды. Мы размещаем в чате вакансии партнеров Академии, наблюдаем за ростом выпускников, помогаем им совершенствоваться.

В целом, мы поддерживаем регулярную связь с большей половиной наших выпускников, это сотни людей. Важный фактор — 90% коллектива нашей Академии состоит из студентов и выпускников. Преподаватели выпускников забирают в свои подразделения и агентства.

— Часто PR и SMM принято отдавать на аутсорсинг: «взять девочку писать релизы и мальчика вести группу». Многим кажется, что продвижение в сети — дело довольно незатейливое, справится каждый. Какие ошибки совершают предприниматели?

Часто предприниматели так заняты операционкой, что идут из точки А в точку Б и не задумываются, что будет с ними и их бизнесом через пять лет

Руководитель должен иметь стратегическое понимание, и уметь ставить задачи. Если есть директор по маркетингу, он может ставить задачи таким «девочкам и мальчикам». Если его нет, то лучше поручить процесс продвижения хорошему агентству. При этом выбор агентства — это отдельная история.

— Как меняются задачи в маркетинге в пост-ковидную эпоху?

— Если говорить про кризис 14 года, тогда маркетинг просто резали ножом. Сейчас адекватные предприниматели понимают, что так нельзя. Лучше резать штат, а маркетинг трогать нельзя — иначе откуда брать клиентов? В итоге у меня и моих коллег с заказами сейчас довольно плотно. Люди пошли за маркетингом, как за спасательным кругом. Я занимаюсь брендингом, и за последние два месяца количество проектов у моей команды выросло втрое! Такая же ситуация в агентствах наших преподавателей. Сейчас время пост-ковидной прокачки: переделать продукт, поменять, адаптировать его к рынку и запросам и поведению потребителя. Оптимизировать каналы, активнее работать со внутренней базой, поднять старый трафик, увеличить средний чек лояльных клиентов.

26 июня в "Первой академии маркетинга" - оnline-интенсив "Сам себе экономист". Это однодневное обучение для маркетологов и предпринимателей, которые хотят разобраться в финансовых показателях компании и своих личных, основы "Unit-экономики". Просмотр интенсива в прямом эфире -  бесплатно. Регистрация на сайте академии.