Компетенция , Новосибирск ,  
0 

«Россети Сибирь» получат 36 млрд руб. за счет цифровой трансформации

Все фото: Россети Сибири
Все фото: Россети Сибири
Внедрение программы цифровой трансформации в одной из крупнейших в стране электросетевых компаний снизит число потерь и увеличит производительность. Экономический эффект программы до 2030 года — 36,78 млрд руб.

Концепция цифровой трансформации в ПАО «Россети» была принята в 2018 году, внедрение началось в прошлом году.

Цифровизация для энергетического сектора означает, что бизнес-модели будут выстраиваться вокруг инновационных технологий. В краткосрочной перспективе цифровая трансформация может увеличить доходы компании на 4% в год. Основной рост доходов в генерации и распределении достигается за счет использования не анализируемых в настоящий момент данных, автоматизации процессов и точечного внедрения цифровых решений.

За 2019-2020 год в компании «Россети Сибирь» установят 238 тыс. «умных счетчиков», на них потратят 4,6 млрд руб. за два года. Ожидаемый эффект от снижения потерь электроэнергии оценивается в 104 млн кВтч. Программа по установке интеллектуальных систем учета — одно из комплекса цифровых решений, внедряемых в компании, рассказал директор по информационным технологиям компании «Россети Сибирь» Дмитрий Лагунин на встрече топ-менеджмента компании с инвесторами и журналистами.

Оснащение сетей «умными» счетчиками, образующими интеллектуальную систему учета электрической энергии, позволит компании получить суммарный эффект за период 2020-2024 гг в размере 2,52 млрд руб., а потери снизить до 7,07%.

Программа цифровой трансформации предполагает изменение логики процессов и переход компании на риск-ориентированное управление на основе внедрения цифровых технологий и анализа больших данных.

Цифровое управление заключается в формировании единой цифровой информационной и корпоративной среды по всем процессам компании инвестдеятельности, капитальному строительству, закупкам, управлении рисками, управлении активами, логистике.

Одна из важнейших целей программы — повышение качества электроснабжения потребителей, надежности и отказоустойчивости системы. «Цифровые сети позволят нам отслеживать каждого конкретного человека: получает ли он электроэнергию, какой у него профиль нагрузки, сколько платит, можно ли ему снизить нагрузку или наоборот ее надо увеличить, — рассказывал глава компании «Россети Сибирь» Павел Акилин. — После цифровизации сетей время отключения электричества у потребителей резко снижается».

На решение задачи по цифровизации сетей Сибири в компании отвели 12 лет. В целом затраты компании на проект составят 19,85 млрд руб. Значительная часть средств на проект получена компанией за счет снижения потерь и получения экономии.

Борьба с потерями

Оснащение сетей «умными» счетчиками, образующими интеллектуальную систему учета (ИПУ) электрической энергии, позволит компании получить суммарный эффект в размере 2,52 млрд руб. за период 2020-2024гг, а потери снизить до уровня 7,07%.

«Если в 2016-2017 году, когда мы начали заниматься борьбой с хищениями, большая часть ресурсов уходила на организационные мероприятия — обходы, рейды, то сейчас львиную долю данных мы начинаем получать от ИПУ, и эффекты колоссальные, — комментирует ситуацию Павел Акилин. — Так, в одном из РЭС потери были 45-49%, после того как мы зашли туда с ИПУ, прошлый год закончился с потерями в 18%. Потребитель дисциплинируется, мы видим любые его неправомерные действия, и эти истории уходят в прошлое».

Работа с оборудованием

Одна из глобальных задач цифрового управления — сокращение издержек на текущую эксплуатацию оборудования. Анализ данных помогает формировать краткосрочный и долгосрочный прогноз отказов оборудования, ускорять отработку инцидентов. За счет этого достигается рост эффективности за счет сокращения количества незапланированных простоев и сокращение эксплуатационных расходов.

Так, по данным Дмитрия Лагунина, проект внедрения автоматизированной системы удаленного мониторинга и диагностики силовых трансформаторов, реализованный в прошлом году за счет риск-ориентированного управления, дал эффект в размере 0,5 млн руб. на 1 силовой трансформатор 110/35 кВт.

Новые сервисы для потребителей

В 2020 году в «Россети Сибирь» запустят новый единый портал электросетевых услуг ГК «Россети». Он повысит доступность сервисов для физических и юридических лиц. В нем будет можно подать заявку на техприсоединение, рассчитать необходимую мощность и стоимость услуги, решить задачи по учету электроэнергии, заказать услуги по техническому и ремонтно-эксплуатационному обслуживанию или техприсоединению.

Работа с персоналом

Внедрение системы производственного паспорта сотрудника повысит согласованность действий сотрудников, скоординирует систему обучения и контроль работ. Также на всей территории присутствия компании «Россети Сибирь» будет реализован очень важный проект — «Мобильный инженер», нацеленный на снижение рисков травматизма и ошибок персонала при работе на высокотехнологичном оборудовании.


ГК «Россети» является одной из крупнейших электросетевых компаний в мире. Контролирующим акционером является государство.

Компания «Россети Сибирь» (ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания (МРСК) Сибири»)  — дочернее общество ПАО «Россети», осуществляет передачу и распределение электроэнергии на территориях республик Алтай, Бурятия, Тыва и Хакасия, Алтайского, Забайкальского, Красноярского краев, Кемеровской и Омской областей. Территория обслуживания — свыше 1,934 млн кв. км. Общая протяженность линий электропередачи 0,4-110 кВ — 255 539 км. В электросетевой комплекс Россети Сибирь входит 56 046 трансформаторных подстанций 6-10-35/0,4 кВ и 1 836 подстанции 35-110 кВ общей установленной мощностью 45 386 МВА.

Выручка ПАО «Россети Сибирь» за прошлый год — 57,4 млрд руб., чистый убыток — 736 млн руб. В 2020 году ПАО планирует получить чистую прибыль в размере 0,9 млрд руб., выручка прогнозируется на уровне 58 млрд руб.