— Антон Сергеевич, как вы пришли к мысли, что необходимо открывать кофейни, несмотря на сильную конкуренцию в данном сегменте?
— До открытия первой кофейни у меня уже было понимание, что нужно открывать заведения в сегменте fast casual. Этой модели следуют во многих странах мира, в том числе и в России. Так, Аркадий Новиков реализует аналогичную в Москве.
Fast casual (быстрый повседневный) — это среднее между фастфудом и рестораном среднего ценового сегмента. В таком заведении гость может вкусно поесть и провести время в приятной обстановке за небольшие деньги. Привлекательность для посетителей в том, что еда в заведениях, работающих в формате Fast casual, вкуснее и разнообразнее, чем в фастфуде, а обслуживание быстрее, чем в ресторане.
Я эту модель адаптировал к местному рынку, потому что потребитель достаточно требовательный. Формат «Бери и беги» сразу не прижился бы на сибирском рынке. Наши «горки» — фирменные витрины с едой на вынос — начали пользоваться спросом только после открытия пятой кофейни.
— Создать сеть кофеен было изначальной целью?
— Одиночные проекты — это не самая интересная история. Я совершенно точно понимал, что прибыльный бизнес можно построить только на сети. Поэтому я настроил паруса на быстрое развитие. Сначала была сформирована управляющая компания и только потом благодаря команде мы начали быстро открывать кофейни.
Первую кофейню мы открыли 07.07.2017 года в праздник Ивана Купалы на территории бизнес-центра «Академия». Теперь для нас это дата ассоциируется с моментом рождения всей сети PRIMETIME COFFEE.
Prime Time — это то самое время для кофе, для себя, для встреч, для правильного перекуса, обеда или ужина.
За два года нашей командой открыто 26 кофеен. Мы лидеры на рынке. Я прекрасно понимаю, как управлять мнением, как строить маркетинг. Все имеющиеся на тот момент игроки в Новосибирске мне казались небольшими. Сейчас в городе 275 кофейных точек, а мы занимаем 10% рынка. До конца года мы откроем еще 5 точек.
Рассчитываем, что к концу следующего года выйдем на 40 точек. Сейчас к нам поступают запросы, чтобы разместить кофейни локально по микрорайонам, это говорит о востребованности нашей концепции.
— С какими трудностями столкнулись?
— В Новосибирске нужен очень высокий уровень сервиса. Если, например, мы в Москве зайдем в аналогичный формат заведений, то там тебе продали — и ты пошел дальше. Клиенты уже не заморачиваются по поводу обслуживания. В Москве такой формат воспринимается, как поход в супермаркет, когда вы даже и не вспомните, а был ли продавец приветлив и учтив. Ты не обращаешь на кассира никакого внимания. В Новосибирске, человек, приходя в кофейню, требует к себе внимания и обходительности.
И конечно, мы сталкиваемся с большой текучкой. Поэтому нам приходится часто обучать новый персонал. Мы нацелены на высокий уровень сервиса. Эта задача решаема, на нее нужно чуть больше усилий. На старте я понимал, чтобы тебя воспринимали как серьезного игрока, нужно строить сеть. И мы в каких-то моментах жертвовали сервисом, для того, чтобы вырасти. Сейчас у нашей команды стоит задача повышать качество обслуживания.
— За счет чего привлекаете и удерживаете посетителей?
— В основном под словом кофейня мы видим в Новосибирске brew bar. Это кофе и немного закусок. Хотя закуски у многих появляются, только потому, что пришел PRIMETIME, и им приходится их вводить.
Конечно, бар для нас — это самая твердая ножка на табуретке. Но наша фишка в том, что помимо вкусного кофе, у нас есть еда на любой вкус. Я считаю, что одно другое дополняет. У нас большой выбор немолочных напитков. Также мы готовим вкусную и разнообразную еду, что подходит для правильного питания. У нас есть свой кондитерский цех с разнообразной десертной витриной.
В некоторых других заведениях подобное меню тоже есть. Но в силу того, что оно не востребовано, так как не является их сильной стороной, товар не реализуется и пропадает. А нам выгодно держать все это в ассортименте, потому что к нам за этим приходят.
PRIMETIME COFFEE реализует различные форматы:
- Категория А — это большие кофейни с кухней, например, на Кирова, 23.
- Категория Б — это кофейни с кухней-доготовкой. В них представлен не такой широкий ассортимент, как в категории А.
- Категория С — это кофейни, где нет кухни, а только продажи: фирменная витрина и бар.
Наши кофейни рассчитаны на посетителей с детьми. В некоторых кофейнях PRIMETIME есть детские игровые зоны. Еще одним преимуществом являются наши коробочные продукты — всегда свежие. Их каждую ночь делают, а утром развозят по точкам. Одно из главных преимуществ — наша кухня прямо в кофейне, где делают прекрасные завтраки, клевые бизнес-ланчи и римскую пиццу.
— Какая ценовая политика в ваших заведениях?
— У нас большая линейка завтраков вместе с включенным кофе — от 150 рублей. Такое предложение в Новосибирске вряд ли удастся найти. Также действует система лояльности, и когда мы анализируем потребление, то видим, что некоторые наши гости ходят к нам до 60 раз в месяц, это примерно несколько раз в день. В будние дни — они у нас завтракают, обедают и ужинают.
— Получается, что люди не едят дома?
— Они умеют ценить время. Если все то, что человек получает в PRIMETIME, он будет готовить дома, то затратит большое количество времени. Мы же берем на аутсорсинг функцию приготовления, за абсолютно доступные деньги предлагаем свежую и разнообразную еду. Человек может зарабатывать деньги, посвятить время досугу, семье, или друзьям, потому что время — это одна из самых главных ценностей. В Европе люди практически не питаются дома.
В следующем году мы сделаем проект такой же, как Яндекс.Шеф в столичных городах. В Новосибирске откроем доставку уже готовых и нарезанных ингредиентов для приготовления различных блюд. Я уверен, что этот проект людям будет интересен. Реализацию этого проекты мы запланировали на 3-4 квартал 2020 года.
— Есть ли планы по развитию сети PRIMETIME в других городах и странах?
— Мы до конца года обещали себе, что докрутим франчайзинговый проект. Хотя уже в этом году продано несколько партнерских франшиз, где мы являемся соинвесторами. Официально мы начнем презентовать франшизу со 2020 года. И в марте будем участвовать в большой выставке франшиз в Экспоцентре.
На выставке франшиз будут представлены франшизы из сфер общественного питания, розничной торговли, образовательных, туристических и других услуг. Целью мероприятия является раскрытие потенциала развития регионального рынка франчайзинга и привлечение отечественных и иностранных партнеров.
Мы планируем в следующем году продать десять франшиз партнерам, которые будут развивать сеть в других городах.
— Почему выгодно работать по франшизе, а не начинать бизнес с нуля?
— Потому что тебе дают работающий автомобиль, который не нужно изобретать, ты садишься в него заводишь и едешь.
К плюсам работы по франшизе можно отнести: отсутствие переплаты на старте за аренду. Все уже заранее спрогнозировано. Ты знаешь бюджет, ты знаешь сроки открытия. Окупаемость также наступает быстрее.
Выгодно работать по франшизе той компании, которая поддерживает своих франчези. Мы наблюдали последние годы, когда предприниматели упаковывали во франшизу непроверенные модели и продавали ее. И таких моделей придумано огромное количество, и многие из них, на мой взгляд, надувательство.
Я считаю, что приобретать франшизу нужно у проверенного игрока, который имеет собственное заведение, понимание и ресурсы для поддержки своих франчези. Также у компании должен быть маркетинговый отдел, который будет работать, чтобы гости приходили в заведения сети.
А самое важное — это поддержка в работе с персоналом. Потому что без проведения обучений невозможно развивать сеть. Ведь постоянно появляются новые инструменты, сервисы, тренды, о которых необходимо знать.
Если этого всего у франчайзера нет, то такую франшизу, я считаю, не нужно покупать.
— Есть мнение, что во франшизу вкладываются только те, кто хочет заработать денег. Якобы только в свое собственное дело люди вкладывают душу.
— Такое говорят те бизнесмены, которые перекладывают всю ответственность на франчайзера. Они говорят, что в работе по франшизе нет души, что им навязывают стандарты и правила. Но эти стандарты в любом случае реализуют люди. И здесь важна душа. Если ее не вкладывать в дело, то есть вероятность, что посетители в это заведение не придут.
— Насколько ваш бизнес защищен о копирования?
— Авторское право в нашей стране все более качественно защищается. А договор коммерческой концессии, который предоставляет права использования товарного знака, имеет, в том числе и штрафные санкции.
Если ты закроешь вывеску, и откроешь заведение в тех же цветах с той же концепцией, то ты попадешь на штрафы и запрет на занятие этим видом бизнеса. Просто взять и кинуть франчайзера могут только в тех случаях, когда договор слабый.
— Какой вы видите вашу компанию через пять лет?
— Я думаю, что через 5 лет у нас будет порядка 2,5 тыс. объектов в России и за ее пределами. Это небольшая цифра — всего одна десятая Starbucks или McDonald’s. Мы будем работать успешно в десяти странах. Но в России будет сконцентрирована большая часть точек — более тысячи кофеен.
Скорее всего, в следующем году мы будем привлекать фонд прямых инвестиций, чтобы получить дополнительный импульс. Наша компания планирует выйти на биржу и выпускать свои облигации. Для инвесторов это будет дополнительным событием. Мы будем предлагать неплохую доходность — порядка 13% годовых.
— Как себя в целом ощущает бизнес в Новосибирской области?
— У нас и мэрия, и правительство делают усилия, чтобы город становился привлекательным для бизнеса. Если город будет тем самым логистическим и производственным хабом, то у Новосибирска будет будущее. Я надеюсь, что государство, как и обещало, не будет вмешиваться в бизнес и не будет его доить.
СанПиНы устарели, и некоторые нормы уже не поддаются логическому объяснению. Некачественные заведения не смогут выжить в будущем. Ведь клиенты голосуют за качество рублем. Поэтому по факту государству здесь делать сильно нечего.
— Как крупные проекты МЧМ-2023 повлияют на развитие бизнеса в области? Как вы готовитесь?
— Для развития бизнеса в Новосибирске — это очень здорово. Бизнес от этого тоже выиграет. Что касается нас, то в тех местах, где будут проходить мероприятия, мы будем либо открываться, либо участвовать в выездной торговле.
— Ранее президент РФ Владимир Путин потребовал от надзорных органов перестать «кошмарить бизнес». Есть ли улучшения?
— Проверок стало меньше. Поэтому могу предположить, что поручение в целом исполняется. Если ты ведешь бизнес правильно и изучаешь законы и нормативы, то получается нивелировать те моменты, за которые тебя могут «подцепить» контролирующие органы.
Нужно еще больше снизить давление на малый бизнес, дать возможность ему расти. Сейчас, чтобы стать предпринимателем, нужно изучить массу документов. На это не хватит и трех жизней. А на дорогостоящих консультантов у начинающего бизнесмена нет денег. Поэтому если трехлетний мораторий и поддержка на старте будут от государства, то я думаю, что мы получим новый пласт предпринимателей, которые станут основными налоговыми резидентами, что придаст мощный импульс развитию экономики нашей страны.