Новосибирский метрополитен — единственный за Уралом. Длина двух действующих веток — Ленинской и Дзержинской — равна 15,9 км. Метрополитен обслуживает 13 действующих станций. Среднесуточный пассажиропоток составляет 227 тыс. человек. В год в метро Новосибирска бывает 83 млн пассажиров.
Ленинская ветка
Конечными станциями Ленинской ветки Новосибирского метрополитена являются станции «Площадь Маркса» и «Заельцовская». Первая расположена в центре самого крупного транспортного узла левобережья. Ее открыли в 1991 году. Она названа в честь площади, под которой расположена. «Площадь Маркса» читается самой загруженной городской станцией. За сутки через нее проходит 41,3 тыс. человек.
На противоположном конце Ленинской ветки — станция «Заельцовская». Она расположена в правобережной части города, на площади Калинина, которая также является крупной транспортной развязкой. За сутки через нее проходит 28,7 тыс. человек. Изначально станцию планировалось назвать «Площадь Калинина».
Открытие станции несколько раз переносили — в итоге ее открыли в 1992 году. К тому времени Советский Союз прекратил существование и от идеи присвоить новой станции фамилию «всесоюзного старосты» Михаила Калинина отказались. В итоге, станцию назвали в честь Заельцовского района города, где она расположена.
В этом году в Новосибирском метрополитене повысилась стоимость проезда — с 22 до 25 руб. Но по-прежнему тариф в новосибирской подземке является самым низким среди отечественных метрополитенов.
Рядом со студенческим городком в левобережной части Новосибирска расположена станция метро «Студенческая». Ее открыли в 1985 году. Основной пассажиропоток составляют учащиеся. В учебное время число пассажиров доходит до 23 тыс. человек в сутки. Летом, когда студентов нет, эта цифра падает до 15 тыс. человек.
Станция «Речной вокзал» расположена на крупном транспортном узле, связывающим центральные районы Новосибирска с Первомайским и Советским районами, в том числе с Академгородком. Среднесуточный пассажиропоток на станции составляет 22,6 тыс. человек.
Станция «Речной вокзал» — единственная из всех городских станций метро имеет платформы по бокам, а пути — между ними. Еще одной особенностью станции являются 10 витражных вставок с изображениями сибирских городов.
На Ленинской линии в рамках подготовки Новосибирска к Молодежному чемпионату мира по хоккею 2023 года строится станция «Спортивная».
Следующей станцией Ленинской линии является «Октябрьская». Ее открыли в 1985 году. Среднесуточный пассажиропоток станции составляет 13,4 тыс. человек. При оформлении станции использовались панно художника Александра Чернобровцева, изображающие штурм Зимнего дворца во время Октябрьской революции, а также изображения групп рабочих и крестьян.
Центральной станцией новосибирского метрополитена считается «Площадь Ленина», расположенная под одноименной станцией. Ее ввели в эксплуатацию в 1985 году. Четыре выхода со станции ведут к зданию мэрии Новосибирска, Краеведческому музею, НГАХА, а также зданию Облпотребсоюза. Рядом со станцией расположен Новосибирский оперный театр.
Особенностью станции является глубина ее заложения — между проезжей частью Красного проспекта на площади Ленина и самой верхней точкой станции всего 50 см. Ежедневно станцией пользуется 27,2 тыс. человек.
На Ленинской линии расположен метромост через Обь — самый длинный крытый метромост в мире.
Станцию «Гагаринскую» открыли в 1992 году. Создатели с самого начала хотели использовать в ее оформлении «космический стиль». Сегодня на станции стоят 17 пар колонн, покрытых стальными листами, символизирующими ракеты, направленные в космос. В 2011 году на станции появились изображения первого космонавта — Юрия Гагарина. Среднесуточный поток пассажиров составляет 11,6 тыс.
Станция «Красный проспект» расположена на пересечении Красного проспекта и ул. Гоголя. Станцию построили в 1985 году. Среднесуточный поток пассажиров через «Красный проспект» и «Сибирскую» составляет 20,9 тыс. человек. При строительстве станции использовался темно-красный мрамор, добытый на карьерах Иркутской области. Этот же гранит использовался при строительстве станций Московского и Харьковского метрополитенов.
«Красный проспект» соединен двумя подземными пешеходными переходами со станцией «Сибирская».
Дзержинская ветка
«Сибирская» считается самой глубокой станцией Новосибирского метрополитена — 15 м от поверхности земли. Станцию построили в 1987 году. Она оформлена мозаичными панно из алтайских камней, изображающими сцены из истории Сибири и пейзажи местной природы.
На площади Гарина-Михайловского, перед вокзалом «Новосибирск Главный», расположена одноименная станция. Ее строительство завершилось в 1987 году. Ежедневно станция принимает 10,1 тыс. пассажиров. Изначально планировалось назвать станцию «Вокзальной». Станция, как и площадь, носит имя инженера Николая Гарина-Михайловского, считающегося одним из отцов современного Новосибирска.
Новосибирский метрополитен совершенствует систему безопасности. Так, руководство метрополитена анонсировало внедрение системы видеонаблюдения с распознаванием лиц. Кроме того, станции оснащены рамками металлоискателей.
Станция «Маршала Покрышкина» названа в честь героя Советского Союза, маршала авиации Александра Покрышкина. Ее открытие состоялось в 2000 году. Проект станции аналогичен проекту «Гагаринской». В одном из вестибюлей стоит бронзовый бюст маршала. Кроме того, в вестибюле расположен мозаичный витраж с изображением самолетов и схемой Солнечной системы, в которой указана малая планета с названием Покрышкин. Над платформой расположен макет самолета «Аэрокобра», на котором Покрышкин сражался во время Великой Отечественной войны. Каждый день станцией пользуются 8,7 тыс. человек.
Станция «Березовая роща» расположена вблизи с одноименным парком. Станцию открыли в 2005 году. Пассажиропоток составляет 11,5 тыс. человек.
«Золотая Нива» — самая молодая станция Новосибирского метрополитена. Станция считается самой восточной в России и СНГ.
Ее открыли в 2011 году. «Золотая Нива» — на данный момент последняя станция Дзержинской ветки. Пассажиропоток составляет 13,1 тыс. человек.