![Строительство Новосибирского метрополитена началось в 1979 году. Открытие состоялось спустя шесть лет. Все фото: РБК Новосибирск](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/9/55/285768155119559.jpg)
Новосибирский метрополитен — единственный за Уралом. Длина двух действующих веток — Ленинской и Дзержинской — равна 15,9 км. Метрополитен обслуживает 13 действующих станций. Среднесуточный пассажиропоток составляет 227 тыс. человек. В год в метро Новосибирска бывает 83 млн пассажиров.
Ленинская ветка
Конечными станциями Ленинской ветки Новосибирского метрополитена являются станции «Площадь Маркса» и «Заельцовская». Первая расположена в центре самого крупного транспортного узла левобережья. Ее открыли в 1991 году. Она названа в честь площади, под которой расположена. «Площадь Маркса» читается самой загруженной городской станцией. За сутки через нее проходит 41,3 тыс. человек.
![Фотопроект: уникальные факты о новосибирском метро](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/2/85/285768150896852.jpg)
На противоположном конце Ленинской ветки — станция «Заельцовская». Она расположена в правобережной части города, на площади Калинина, которая также является крупной транспортной развязкой. За сутки через нее проходит 28,7 тыс. человек. Изначально станцию планировалось назвать «Площадь Калинина».
![Фотопроект: уникальные факты о новосибирском метро](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/1/85/285768153164851.jpg)
Открытие станции несколько раз переносили — в итоге ее открыли в 1992 году. К тому времени Советский Союз прекратил существование и от идеи присвоить новой станции фамилию «всесоюзного старосты» Михаила Калинина отказались. В итоге, станцию назвали в честь Заельцовского района города, где она расположена.
В этом году в Новосибирском метрополитене повысилась стоимость проезда — с 22 до 25 руб. Но по-прежнему тариф в новосибирской подземке является самым низким среди отечественных метрополитенов.
Рядом со студенческим городком в левобережной части Новосибирска расположена станция метро «Студенческая». Ее открыли в 1985 году. Основной пассажиропоток составляют учащиеся. В учебное время число пассажиров доходит до 23 тыс. человек в сутки. Летом, когда студентов нет, эта цифра падает до 15 тыс. человек.
![Фотопроект: уникальные факты о новосибирском метро](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/9/37/285768153080379.jpg)
Станция «Речной вокзал» расположена на крупном транспортном узле, связывающим центральные районы Новосибирска с Первомайским и Советским районами, в том числе с Академгородком. Среднесуточный пассажиропоток на станции составляет 22,6 тыс. человек.
![Фотопроект: уникальные факты о новосибирском метро](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/3/47/285768153169473.jpg)
Станция «Речной вокзал» — единственная из всех городских станций метро имеет платформы по бокам, а пути — между ними. Еще одной особенностью станции являются 10 витражных вставок с изображениями сибирских городов.
На Ленинской линии в рамках подготовки Новосибирска к Молодежному чемпионату мира по хоккею 2023 года строится станция «Спортивная».
Следующей станцией Ленинской линии является «Октябрьская». Ее открыли в 1985 году. Среднесуточный пассажиропоток станции составляет 13,4 тыс. человек. При оформлении станции использовались панно художника Александра Чернобровцева, изображающие штурм Зимнего дворца во время Октябрьской революции, а также изображения групп рабочих и крестьян.
![Фотопроект: уникальные факты о новосибирском метро](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/0/77/285768153165770.jpg)
Центральной станцией новосибирского метрополитена считается «Площадь Ленина», расположенная под одноименной станцией. Ее ввели в эксплуатацию в 1985 году. Четыре выхода со станции ведут к зданию мэрии Новосибирска, Краеведческому музею, НГАХА, а также зданию Облпотребсоюза. Рядом со станцией расположен Новосибирский оперный театр.
![Фотопроект: уникальные факты о новосибирском метро](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/9/25/285768153165259.jpg)
Особенностью станции является глубина ее заложения — между проезжей частью Красного проспекта на площади Ленина и самой верхней точкой станции всего 50 см. Ежедневно станцией пользуется 27,2 тыс. человек.
На Ленинской линии расположен метромост через Обь — самый длинный крытый метромост в мире.
Станцию «Гагаринскую» открыли в 1992 году. Создатели с самого начала хотели использовать в ее оформлении «космический стиль». Сегодня на станции стоят 17 пар колонн, покрытых стальными листами, символизирующими ракеты, направленные в космос. В 2011 году на станции появились изображения первого космонавта — Юрия Гагарина. Среднесуточный поток пассажиров составляет 11,6 тыс.
![Фотопроект: уникальные факты о новосибирском метро](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/1/55/285768153164551.jpg)
Станция «Красный проспект» расположена на пересечении Красного проспекта и ул. Гоголя. Станцию построили в 1985 году. Среднесуточный поток пассажиров через «Красный проспект» и «Сибирскую» составляет 20,9 тыс. человек. При строительстве станции использовался темно-красный мрамор, добытый на карьерах Иркутской области. Этот же гранит использовался при строительстве станций Московского и Харьковского метрополитенов.
![Фотопроект: уникальные факты о новосибирском метро](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/4/39/285768153165394.jpg)
«Красный проспект» соединен двумя подземными пешеходными переходами со станцией «Сибирская».
Дзержинская ветка
«Сибирская» считается самой глубокой станцией Новосибирского метрополитена — 15 м от поверхности земли. Станцию построили в 1987 году. Она оформлена мозаичными панно из алтайских камней, изображающими сцены из истории Сибири и пейзажи местной природы.
![Фотопроект: уникальные факты о новосибирском метро](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/6/32/285768153168326.jpg)
На площади Гарина-Михайловского, перед вокзалом «Новосибирск Главный», расположена одноименная станция. Ее строительство завершилось в 1987 году. Ежедневно станция принимает 10,1 тыс. пассажиров. Изначально планировалось назвать станцию «Вокзальной». Станция, как и площадь, носит имя инженера Николая Гарина-Михайловского, считающегося одним из отцов современного Новосибирска.
![Фотопроект: уникальные факты о новосибирском метро](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/9/91/285768153164919.jpg)
Новосибирский метрополитен совершенствует систему безопасности. Так, руководство метрополитена анонсировало внедрение системы видеонаблюдения с распознаванием лиц. Кроме того, станции оснащены рамками металлоискателей.
Станция «Маршала Покрышкина» названа в честь героя Советского Союза, маршала авиации Александра Покрышкина. Ее открытие состоялось в 2000 году. Проект станции аналогичен проекту «Гагаринской». В одном из вестибюлей стоит бронзовый бюст маршала. Кроме того, в вестибюле расположен мозаичный витраж с изображением самолетов и схемой Солнечной системы, в которой указана малая планета с названием Покрышкин. Над платформой расположен макет самолета «Аэрокобра», на котором Покрышкин сражался во время Великой Отечественной войны. Каждый день станцией пользуются 8,7 тыс. человек.
![Фотопроект: уникальные факты о новосибирском метро](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/7/84/285768153168847.jpg)
Станция «Березовая роща» расположена вблизи с одноименным парком. Станцию открыли в 2005 году. Пассажиропоток составляет 11,5 тыс. человек.
![Фотопроект: уникальные факты о новосибирском метро](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/7/85/285768153168857.jpg)
«Золотая Нива» — самая молодая станция Новосибирского метрополитена. Станция считается самой восточной в России и СНГ.
![Фотопроект: уникальные факты о новосибирском метро](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/1/41/285768153169411.jpg)
Ее открыли в 2011 году. «Золотая Нива» — на данный момент последняя станция Дзержинской ветки. Пассажиропоток составляет 13,1 тыс. человек.