Конкурс проводился в течение одного рабочего дня в два этапа: практическая часть прошла в комнате досмотра и в зоне транспортной безопасности станции «Площадь Гарина — Михайловского», а теоретическая часть — в учебном классе инженерного корпуса.
На первом этапе участники конкурса выполняли три практических задания по порядку проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в цепях обеспечения транспортной безопасности и по обеспечению пропускного режима. На втором этапе каждый участник получил специально подготовленный билет, содержащий четыре вопроса: по транспортной безопасности, охране труда, культуре обслуживания пассажиров и трудовому законодательству.
По словам начальника службы безопасности новосибирского метрополитена Вячеслава Головина, одна из важных обязанностей контролеров — проверка документов, предоставляющих право бесплатного или льготного доступа в метро. «Ежемесячно мы выявляем порядка 280 поддельных или не принадлежащих предъявителю карт. Выявившие большее число таких карт контролеры ежемесячно премируются».
Вторая самая распространенная ситуация — попытка пронести в метро запрещенные предметы. Таких за неделю в Новосибирском метрополитене выявляют порядка тысячи. «В месяц это может быть от 3800-4200 предметов, — рассказал Головин. — В основном, пытаются пронести оружие, холодное, газовое или пневматику, бывает и огнестрельное. В таких случаях мы приглашаем полицию, если у них есть вопросы, они сопровождают пассажиров в свою комнату. Так, чтобы оружие было без документов, случается около 30 случаев в год, обычно с разрешением все в порядке. Однако есть еще правила провоза, соблюдение которых проверяет контролер».
Кроме проверки на входе контролеры, если у них есть подозрения по поводу сумок, рюкзаков, внешнего вида пассажиров, могут пригласить человека в зону досмотра. Такие зоны есть на каждой станции метро, их всего в Новосибирске 25.
В каждой установлено оборудование для удаленного досмотра вещей (просвечивание) и личного досмотра пассажиров. На экране контролер видит, есть ли нарушения правил метрополитена. Если ситуация оценивается как критическая, он вызывает наряд полиции.
Всего в штате Новосибирского метрополитена работает 284 контролера. Они трудятся по 12 часов в четыре смены. К числу сложностей работы Вячеслав Головин относит режим работы: восемь часов, которые контролеры проводят на ногах, а также шум и стрессы. Текучесть персонала на этой позиции присутствует, однако она значительно ниже, чем в других метрополитенах России. Работа контролера ответственная — от его внимательности зависит безопасность пассажиров.
По результатам профессионального конкурса среди контролеров победителем стала Светлана Кашина, второе место заняла Тамара Дериколенко, третье — Александр Голендо. Руководство МУП «Новосибирский метрополитен» отметило лучших по профессии грамотами, почетным вымпелом, нагрудным значком и премией.