![Все фото: РБК Новосибирск](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/0/65/805688819967650.jpg)
Традиция передавать ключи от станций в музей появилась вместе с открытием Новосибирского метрополитена. Первый ключ передали метростроители в 1985 году, когда был сдан первый пусковой комплекс от станции «Красный проспект» до станции «Студенческая».
![28 декабря 1985 года подписан акт о приеме в эксплуатацию пускового комплекса первой очереди строительства Новосибирского метрополитена](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/3/24/805688753723243.jpg)
«Символические ключи вручались после окончания строительства отдельных станций. В 2022 году мы получим пятый ключ — от «Спортивной», 14-й по счету станции Новосибирского метрополитена», — рассказал пресс-секретарь МУП «Новосибирский метрополитен» Владимир Кузменкин.
![28 декабря 2000 года принята в эксплуатацию станция Маршала Покрышкина. Первые в практике метрополитенов применена технология виброзащитного пути](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/7/78/805688754223787.jpg)
Станцию метро «Спортивная» строят к предстоящему молодежному чемпионату мира 2023 года. Стоимость объекта составит около 3 млрд руб. Основные работы будут завершены к концу 2021 года. На 2022 запланирован ввод станции в эксплуатацию. В рамках развития Дзержинской линии метро подразумевается продление ветки от «Золотой нивы» и строительство станций «Гусинобродская» и «Молодежная», а также электродепо «Волочаевское».
![Фотопроект: в новосибирском музее метро ждут важный экспонат](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/3/91/805688757769913.jpg)
Музей заработал на следующий год после пуска станций метрополитена в 1986 году. Первые его экспонаты были посвящены истории строительства метрополитена и пуску первой очереди.
![Фотопроект: в новосибирском музее метро ждут важный экспонат](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/8/54/805688758879548.jpg)
В музее метрополитена хранятся экспонаты, подаренные представителями метрополитенов, входящих в профессиональную ассоциацию. Кром того, в коллекции есть подарки от представителей мэрии Новосибирска, регионального правительства и Законодательного собрания.
![Фотопроект: в новосибирском музее метро ждут важный экспонат](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/2/65/285764269525652.jpg)
Начало строительства первых станций метрополитена вызывало огромный интерес прессы и жителей города. Поэтому еще до пуска в эксплуатацию первых станций было сделано много фотографий процесса строительства, писались статьи в газетах о будущей подземке, собирались различные документы и предметы, имеющие отношение к созданию метрополитена.
![Фотопроект: в новосибирском музее метро ждут важный экспонат](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/9/72/805688759193729.jpg)
«Мы можем посмотреть, из чего строили метро. В этом плане кусок мрамора ничуть не менее ценен, чем, например, почетная грамота от ЦК КПСС. В музее каждый может увидеть то, что ему интересно», — поясняет пресс-секретарь Новосибирского метрополитена Владимир Кузменкин.
![Фотопроект: в новосибирском музее метро ждут важный экспонат](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/6/68/805688759459686.jpg)
Отдельный стенд посвящен строительству уникального сооружения, не имеющего аналогов — метромосту, соединяющему берега Оби. Он занимает первое место в мире по протяженности среди крытых метромостов — 2,145 км.
![Зимой метромост сокращается, а летом растягивается на 50 см, для чего на опорах установлены ролики, относительно продольной оси которых «качается» вся коробчатая конструкция. Изменение длины конструкции объясняется большим перепадом температур](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/1/85/805688760069851.jpg)
В музее имеется коллекция всех платежных средств, которые использовались в метрополитене с 1985 г. начиная с монеты номиналом в пять копеек и заканчивая бесконтактной единой транспортной картой.
![Фотопроект: в новосибирском музее метро ждут важный экспонат](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/6/47/805688760961476.jpg)
Также в музее хранятся записи воспоминаний строителей новосибирского метро, исторические фотографии, ценность которых увеличивается с каждым годом.
По данным официального сайта, в метро Новосибирска перевезено в прошлом году 83 млн пассажиров. После запуска он стал первым и единственным за Уралом, а также четвертым в России и является самым восточным в стране. В системе Новосибирского метрополитена действуют две линии с тринадцатью станциями со всеми необходимыми сопутствующими сооружениями. Протяженность обеих линий — 15,9 км.
![Спортивные награды за достижения работников метрополитена на различных соревнованиях представлены отдельной экспозицией](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/7/46/805688765965467.jpg)
В СССР традиция создавать музеи предприятий была популярной. МУП «Новосибирский метрополитен» — одно из немногих предприятий, где смогли сохранить эту традицию.
![Первые начальники Новосибирского метрополитена Юрий Лелеков (с 1984 по 1988 годы) и Владимир Демин (с 1988 по 2001 годы)](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/1/67/805688767023671.jpg)
«У нас отношение к традициям особое. Здесь их всегда соблюдают. Это видно и по отношению к руководителям. Рядом с приемной можно увидеть портреты всех руководителей метро», — пояснил пресс-секретарь метрополитена.
![Фотопроект: в новосибирском музее метро ждут важный экспонат](https://s0.rbk.ru/rbcplus_pics/media/img/7/15/805688769432157.jpg)
Коллекцию музея высоко оценили гости из других регионов и стран. «Впервые за 12 лет в Новосибирске проходила международная конференция ассоциации «Метро». Приезжали начальники служб связи и сигнализации. Всем гостям понравился наш музей, потому что всегда интересно вспомнить, с чего все начиналось», — рассказал Кузменкин.