Традиция передавать ключи от станций в музей появилась вместе с открытием Новосибирского метрополитена. Первый ключ передали метростроители в 1985 году, когда был сдан первый пусковой комплекс от станции «Красный проспект» до станции «Студенческая».
«Символические ключи вручались после окончания строительства отдельных станций. В 2022 году мы получим пятый ключ — от «Спортивной», 14-й по счету станции Новосибирского метрополитена», — рассказал пресс-секретарь МУП «Новосибирский метрополитен» Владимир Кузменкин.
Станцию метро «Спортивная» строят к предстоящему молодежному чемпионату мира 2023 года. Стоимость объекта составит около 3 млрд руб. Основные работы будут завершены к концу 2021 года. На 2022 запланирован ввод станции в эксплуатацию. В рамках развития Дзержинской линии метро подразумевается продление ветки от «Золотой нивы» и строительство станций «Гусинобродская» и «Молодежная», а также электродепо «Волочаевское».
Музей заработал на следующий год после пуска станций метрополитена в 1986 году. Первые его экспонаты были посвящены истории строительства метрополитена и пуску первой очереди.
В музее метрополитена хранятся экспонаты, подаренные представителями метрополитенов, входящих в профессиональную ассоциацию. Кром того, в коллекции есть подарки от представителей мэрии Новосибирска, регионального правительства и Законодательного собрания.
Начало строительства первых станций метрополитена вызывало огромный интерес прессы и жителей города. Поэтому еще до пуска в эксплуатацию первых станций было сделано много фотографий процесса строительства, писались статьи в газетах о будущей подземке, собирались различные документы и предметы, имеющие отношение к созданию метрополитена.
«Мы можем посмотреть, из чего строили метро. В этом плане кусок мрамора ничуть не менее ценен, чем, например, почетная грамота от ЦК КПСС. В музее каждый может увидеть то, что ему интересно», — поясняет пресс-секретарь Новосибирского метрополитена Владимир Кузменкин.
Отдельный стенд посвящен строительству уникального сооружения, не имеющего аналогов — метромосту, соединяющему берега Оби. Он занимает первое место в мире по протяженности среди крытых метромостов — 2,145 км.
В музее имеется коллекция всех платежных средств, которые использовались в метрополитене с 1985 г. начиная с монеты номиналом в пять копеек и заканчивая бесконтактной единой транспортной картой.
Также в музее хранятся записи воспоминаний строителей новосибирского метро, исторические фотографии, ценность которых увеличивается с каждым годом.
По данным официального сайта, в метро Новосибирска перевезено в прошлом году 83 млн пассажиров. После запуска он стал первым и единственным за Уралом, а также четвертым в России и является самым восточным в стране. В системе Новосибирского метрополитена действуют две линии с тринадцатью станциями со всеми необходимыми сопутствующими сооружениями. Протяженность обеих линий — 15,9 км.
В СССР традиция создавать музеи предприятий была популярной. МУП «Новосибирский метрополитен» — одно из немногих предприятий, где смогли сохранить эту традицию.
«У нас отношение к традициям особое. Здесь их всегда соблюдают. Это видно и по отношению к руководителям. Рядом с приемной можно увидеть портреты всех руководителей метро», — пояснил пресс-секретарь метрополитена.
Коллекцию музея высоко оценили гости из других регионов и стран. «Впервые за 12 лет в Новосибирске проходила международная конференция ассоциации «Метро». Приезжали начальники служб связи и сигнализации. Всем гостям понравился наш музей, потому что всегда интересно вспомнить, с чего все начиналось», — рассказал Кузменкин.