Компетенция , Новосибирск ,  
0 

Анатолий Локоть: Новосибирску необходимо динамичное развитие

Анатолий Локоть: Новосибирску необходимо динамичное развитие
Мэр Анатолий Локоть сообщил, что актуализацию генплана Новосибирска завершат до конца года. В интервью РБК Новосибирск мэр рассказал об облике города, планах задействовать острова на Оби, зеленых зонах и мостах

Об отличиях генплана

— В следующем году, перед утверждением Генплан вынесут на публичные слушания. Будет четко определена последовательность действий: например, первоочередным мы ставим строительство двухуровневой развязки автодороги и ж/д путей на Матвеевке, потом повышаем пропускную способность дорог вокруг площади Маркса. Одно решение следует за другим.

Мы решили, что на плане нужно отметить все зеленые зоны, и это станет дополнительной гарантией их сохранения. Будет и активное освоение территорий, где сейчас ветхие и аварийные дома. Например, в Октябрьском районе, в границах улиц Никитина, Декабристов, Грибоедова и 9-го Ноября расселяем восемь шлакоблочных домов 1943–1945 годов постройки. Здесь появится новый микрорайон на полторы тысячи жителей.

Порядка 90 площадок мы отведем под административно-жилое многоэтажное строительство, также планируем освоение участков, которые не используются федеральными структурами. Это поселок Клюквенный, который перейдет в собственность города — 170 га, площадка вблизи Радиостанции № 2 в Первомайском районе — 54 га и в перспективе — военный городок в Октябрьском районе (85 га).

Под развитие застроенных территорий намечено 79 площадок. Эти площадки расположены в основном в Центральном округе, и вокруг площади Маркса. Есть целый ряд промзон, на территории которых генпланом будет предусмотрено не производственное развитие. Это Пашинская промзона, Калининская, Дзержинская, Кировская и Ленинская, а также Толмачевская коммунальная зона.

Новая версия генплана Новосибирска должна быть готова в 2020 году
Новая версия генплана Новосибирска должна быть готова в 2020 году

О бурном росте Новосибирска и его проблемах

— В 90-е годы в Новосибирске сложилась практика жилой застройки, не подкрепленной строительством инфраструктуры. С этого времени число жителей выросло на 200 тысяч — это гораздо больше, чем ожидалось. Ежегодно вводится более миллиона квадратных метров жилья! В результате такого стремительного роста копилось отставание в развитии инфраструктуры города, а в бюджете не хватало денег на своевременное строительство дорог, развязок, социальных объектов и зеленых территорий.

Развитие было бурным, но не сбалансированным. Это вызывает справедливое недовольство. Нам придется заделывать образовавшийся разрыв в обеспечении транспортной доступности отдаленных микрорайонов. Жизненно важно улучшить проезд в 4, 5, 6 микрорайоны, на Плющихинский, Южно-Чемской жилмассивы, Чистую Слободу. За предстоящую пятилетку предстоит завершить строительство дороги по улице Титова. Построим железнодорожный переезд и участок, соединяющий улицы Фадеева и Гребенщикова, приступим к третьему этапу дороги по улице Колонды. Этот участок важен для жителей 4, 5 и 6 микрорайонов. В перспективе — продление ул. Петухова и Красного проспекта. Для жителей Плющихинского жилмассива делается проект трамвайной линии до метро «Золотая нива».

В 2018 году в Новосибирске введено в эксплуатацию более миллиона квадратных метров жилья
В 2018 году в Новосибирске введено в эксплуатацию более миллиона квадратных метров жилья

О пробках и комфорте

— Сегодня более половины новосибирцев предпочитают ездить на личном автомобиле, а меньшинство пользуется общественным транспортом. Однако ставку на частные автомобили делать нельзя, но не все это понимают. Я встречаюсь с людьми, а они мне говорят: «Да это бесполезно, никто уже не слезет со своих автомобилей». Но вот стоят люди в пробке, а рядом идет трамвай, пусть не с огромной скоростью, а 35-40 км/ч., но идет он стабильно. И в этом его преимущество. Если пассажирам обеспечить комфорт и ритмичность, многие будут готовы пользоваться общественным транспортом.

О новой сети транспортно-пересадочных узлов

— Автовокзал на Гусинобродском шоссе уже построен, рядом идет расширение дороги до шести полос, и уже в этом году объект будет введен в эксплуатацию. В планах до 2025 года намечено создание еще 10 транспортно-пересадочных узлов на «Золотой ниве», «Речном вокзале», «Разъезде Иня», «Площади Маркса», «Новосибирске Западном», «Центре», «Вокзале-Главном», «Гагаринской» и «Заельцовской». Многие из этих узлов будут формироваться в ходе развития одного из самых экологичных видов транспорта — городской электрички.

О новых мостах через Обь

— Количество мостов через Обь остается прежним. Их семь: три имеющихся и четыре перспективных моста, но вот последовательность их строительства — вопрос открытый. По метро мы настаиваем на завершении Дзержинской линии до транспортно-пересадочного узла «Гусинобродский», следующее направление строительства — ветка до площади Станиславского.

Особенность строительства новой станции «Спортивная» в том, что оно впервые в мировой практике будет проведено на действующей линии метрополитена
Особенность строительства новой станции «Спортивная» в том, что оно впервые в мировой практике будет проведено на действующей линии метрополитена

О проблемах общественного транспорта

— Недавно осуществили проект по доставке вагонов из Москвы. Пусть эти трамваи были уже в эксплуатации, но мы их получаем бесплатно, и после того, как приводим их в порядок, они выходят на линии. Также занимаемся капитальным ремонтом трамваев совместно с предприятием «БКМ-Сибирь». Работа предприятия позволяет получать практически новый вагон в полтора раз дешевле цены производителя.

В феврале 2019 года мэр Москвы Сергей Собянин подписал распоряжение о безвозмездной передачи Новосибирску 20 трамваев модели 71-619К
В феврале 2019 года мэр Москвы Сергей Собянин подписал распоряжение о безвозмездной передачи Новосибирску 20 трамваев модели 71-619К

Мало обновить подвижной состав. Состояние рельсового пути в Новосибирске не выдерживает никакой критики. Тянуть с решением этого вопроса нельзя, если поставить новые вагоны на изношенные рельсы, то это приведет к быстрому их износу. Со следующего года будем менять рельсы. Делать нужно по современным технологиям, для этого нужны дополнительные финансы. В этом вопросе надеемся на поддержку области.

Про городскую электричку

— Проект должен решить проблемы транспортной доступности удаленных микрорайонов города. Сегодня мы анализируем и обсуждаем решение этого проекта. Здесь три участника: город, область и РЖД. Недавно руководитель РЖД Олег Белозеров вместе с губернатором Андреем Травниковым и со мной проезжал по потенциальному маршруту городской электрички. В ходе переговоров оказалось, что реализация этого проекта выгодна всем. В РЖД согласны на реализацию важного проекта для города. Предлагается сделать, чтобы электропоезда ходили не раз в час или два, а с интервалом в 10-15 минут.

Проект «Городская электричка» призван повысить доступность жителей отдаленных микрорайонов, расположенных на левом берегу Новосибирска. В рамках проекта будет организовано пассажирское железнодорожное сообщение: Новосибирск-Главный — Новосибирск-Западный — Клещиха — Чемской
Проект «Городская электричка» призван повысить доступность жителей отдаленных микрорайонов, расположенных на левом берегу Новосибирска. В рамках проекта будет организовано пассажирское железнодорожное сообщение: Новосибирск-Главный — Новосибирск-Западный — Клещиха — Чемской

Городская электричка наряду с метрополитеном должны стать скелетом транспортной системы города. В РЖД также готовы рассматривать введение сетевого тарифа.

О потенциале островов

— Я помню, в моем детстве Новосибирск считался одним из самых зеленых городов Советского Союза. Это было преимущество города. Легко дышалось. Хочется, чтобы город был не только для того, чтобы делать бизнес, но и чтобы здесь было комфортно жить.

Я все чаще сейчас задумываюсь об островах на Оби, которые находятся в черте города. Они никак не задействованы. За примерами далеко ходить не надо: в Красноярске или Кемерове острова используются в качестве зон отдыха. А у нас об этом пока всерьез никто не задумывался. Меня убеждают, что понтонный мост для этого нельзя использовать, ведь будет перекрыт фарватер. Но сейчас, что мы видим? При строительстве новой ледовой арены к МЧМ-2023 создали песчаную перемычку на левом берегу и ничего страшного не произошло. Острова — это тоже потенциал развития.

О новосибирском «Арбате»

— Город заслуживает, чтобы у него была полноценная пешеходная зона, как это сделано на Арбате в Москве. В столице же сделали, хотя это было не просто. Арбат тоже был проезжей улицей. На эту роль в Новосибирске идеально подходит улица Ленина. Можно начать с отрезка до улицы Советской, но в перспективе лучше ее продлить до проспекта Димитрова. Там даже можно оформить площадь трех театров — сибирскую Театральную площадь.

Чтобы всем был комфортно, безусловно, нужно поработать над логистикой. Необходимо перераспределить потоки, обеспечить подвоз к магазинам и другим заведениям.

По мнению губернатора региона Андрея Травникова, пешеходная улица должна быть в любом городе, а в таком крупном, как Новосибирск, даже не одна
По мнению губернатора региона Андрея Травникова, пешеходная улица должна быть в любом городе, а в таком крупном, как Новосибирск, даже не одна

Улице Ленина нужна реконструкция. В том виде, в котором она сейчас — это не годится. У нас есть несколько проектов по преображению ее в органичное пространство.

Под асфальтовым покрытием здесь лежит мостовая из булыжника. Я думаю, что можно попробовать открыть эту историческую мостовую, история Новосибирска не насчитывает много веков. Есть стремление уважительно и бережно относится даже к небольшим историческим моментам.

О реках и набережных

— У нас много малых рек, но при этом отношение к ним потребительское. Так сложилось исторически: когда город развивался, реки использовались как сточные канавы. Но сейчас пришло время, когда необходимо беречь их.
Например, предложен проект для обустройства набережной Ини — он учитывает все природные особенности Первомайского района, и позволит вписаться набережной в готовую зеленую зону, которая является местом обитания сотен видов растений и животных.

Проект предполагает благоустройство берега реки Иня протяженностью 3,2 км. Общая площадь проектируемой территории — 12 га.
Проект предполагает благоустройство берега реки Иня протяженностью 3,2 км. Общая площадь проектируемой территории — 12 га.

Кстати, в этом году на самой крутой части берега Ини мы обустраиваем видовую площадку. Если здесь делать подобие Михайловской набережной, то, во-первых, это дорого, а, во-вторых, с использованием большого количества бетона и гранита исчезает природная составляющая.