Экспертиза , Новосибирск ,  
0 

Современные детские площадки: эксперты выяснили, чего хотят дети

Реклама:
Родители хотят всё контролировать, но дети лучше знают где и как играть. Детям и взрослым нравятся разные площадки. Это нормально. На фото: площадка в «Европейском Береге» (Новосибирск)
Родители хотят всё контролировать, но дети лучше знают где и как играть. Детям и взрослым нравятся разные площадки. Это нормально. На фото: площадка в «Европейском Береге» (Новосибирск)
Специалисты девелоперской компании Брусника совместно с психологами архитектурно-ландшафтного бюро «AФА» выяснили, какими должны быть детские площадки в современном жилом комплексе

Детские площадки в России перестают быть местом для штампов. Важным становится реализация разнообразных сценариев игры детьми разных возрастов. К такому выводу пришли специалисты девелоперской компании Брусника, проведя социальное исследование по детским площадкам в своих проектах.

Площадка в«Европейском Береге» (Новосибирск)
Площадка в«Европейском Береге» (Новосибирск)

Проектирование детских игровых пространств на общественных территориях и в городских кварталах основано на понимании природы детской игры. Поэтому в создании детских площадок есть определенные ценности и принципы, которые повышают социальную, образовательную и коммуникативную функции того или иного объекта.

Площадка в «Новине» (Тюмень)
Площадка в «Новине» (Тюмень)

Брусника провела исследование детских площадок совместно с психологами архитектурно-ландшафтного бюро «AФА». Предметом исследования стало взаимодействие посетителей площадок с игровыми объектами, элементами ландшафта, озеленения и благоустройства на детских площадках Брусники в Тюмени, Екатеринбурге и Новосибирске.

Специалисты проанализировали проекты площадок и провели наблюдения за опытом использования игровых зон: 432 часа длилось наблюдение, в ходе которого происходило изучение игровых сценариев, анкетирование прошли 720 жителей Брусники (дети и взрослые). Материал подготовлен на основе исследований 9 детских площадок в Новосибирске, Тюмени и Екатеринбурге, проведенных бюро «AФА» и компанией Брусника в сезоны весна-лето 2018 года. Методология разработана кандидатом психологических наук, научным сотрудником центра игры и игрушки МГППУ Марией Соколовой и кандидатом психологических наук, доцентом кафедры психологии международного университета «Дубна» Инной Котляр.

По результатам исследования архитекторы Брусники совместно с психологами разработали формулу из 8 активностей, которые должны быть реализованы, чтобы площадка получила максимальную игровую ценность для детей. Это движение, игра, эксперимент, общение, сотрудничество, отдых, контакт с природой и риск. От степени удовлетворения этих активностей зависит качество игровой площадки.

Современные детские площадки: эксперты выяснили, чего хотят дети

В таком пространстве ребенок двигается, учится навыкам социального взаимодействия, отдыхает, развивает сенсорные системы и экологическое сознание, совершает осознанные рискованные действия.

Современные детские площадки: эксперты выяснили, чего хотят дети

Как правило, большинство типовых игровых комплексов отвечают потребности движения для детей. Когда дети разных возрастов проходят площадку как «полосу препятствий» несколько раз, экспериментируют с движением на разных объектах, играют в подвижные игры, отдыхают и через непродолжительное время уходят с площадки.

Современные детские площадки: эксперты выяснили, чего хотят дети

Чтобы дети развивались гармонично, им нужно не только двигаться, но и познавать мир, общаться, сотрудничать и взаимодействовать с природой. Для этого на детских площадках важно использовать не только хорошие и современные игровые объекты.

«Европейский Берег» (Новосибирск)
«Европейский Берег» (Новосибирск)

Продуманный подбор покрытия, освещение, игровой ландшафт и озеленение, нестандартные малые архитектурные формы, грамотное возрастное зонирование усиливают игровую ценность площадки. То есть неигровые элементы тоже обладают игровой ценностью и используются для игры.

Во время исследования выяснилось, что искусственный газон и резиновое покрытие не так интересно детям, как галька, песок или щепа. На площадках, где рядом располагалось озеленение, дети чаще играли на газонах, им интересна природа.

Первым пилотным проектом, который Брусника реализовала с учетом нового подхода, стала детская площадка в «Первом квартале» в Москве.

Игровая площадка — это единое пространство, где важны все детали. На фото: площадка в «Первом квартале» (Московская область, Видное)
Игровая площадка — это единое пространство, где важны все детали. На фото: площадка в «Первом квартале» (Московская область, Видное)

Вместо искусственных покрытий здесь применили натуральную щепу. Такое решение можно увидеть на детской площадке в Измайловском парке (Москва), в Сочи Парке (Сочи) и в европейских общественных пространствах.

Площадка имеет разнообразный зелёный ландшафт с буферами и нишами, световое и возрастное зонирование. Здесь смонтированы игровые элементы из натурального дерева: качеля-гнездо, скалодром, горка-лазалка, установлены перголы для защиты от солнца и шезлонги для отдыха. На фото: площадка в «Первом квартале» (Московская область, Видное)
Площадка имеет разнообразный зелёный ландшафт с буферами и нишами, световое и возрастное зонирование. Здесь смонтированы игровые элементы из натурального дерева: качеля-гнездо, скалодром, горка-лазалка, установлены перголы для защиты от солнца и шезлонги для отдыха. На фото: площадка в «Первом квартале» (Московская область, Видное)

Игровая ценность сыпучих покрытий для детей значительно выше, чем резиновое покрытие. Детям интересно перебирать щепу или камешки руками, набирать материал в ведерки. Так в игре развивается мелкая моторика. Щепа на площадке натуральная. Она не обработана красителями или лаками — это экологически безопасный материал.

Современные детские площадки: эксперты выяснили, чего хотят дети

Смысл нового подхода Брусники к созданию детских площадок заключается в формировании природного игрового ландшафта с учетом 8 основных активностей. Такое пространство наполнено деталями и природными материалами для преобразования, изучения, исследования — тех действий, которые развивают сенсорику, творчество, учат игре, самоопределению и проявлению инициативы. Оно интересно детям и взрослым.

Взрослым может не всегда нравиться внешний вид такой площадки или ее отдельных элементов, поскольку дети видят красоту иначе, а приоритет при проектировании и строительстве отдается именно их восприятию мира.

«Брусника.Сибакадемстрой» — крупный девелопер в Новосибирске, который до 2018 года работал под именем Сибакадемстрой. Входит в российскую компанию Брусника. Изменение имени связано с укрупнением застройщика и созданием единой филиальной сети в городах — Тюмень, Новосибирск, Екатеринбург, Сургут, Москва.

AFA — ландшафтное бюро, специализирующееся на разработке игровых пространств для детей. В числе проектов бюро самый крупный в России тематический парк развлечений под открытом небом — Сочи Парк и игровой корабль на острове Новая Голландия в Санкт-Петербурге. В рамках некоммерческого проекта «Хочу гулять» бюро организует ежегодный День Игры, проводит обучение архитекторов.